Интернет вещей – это, пожалуй, самая парадоксальная технология сегодняшнего дня. С одной стороны, как технологической новинки этого явления не существует: IoT – это новый взгляд на уже знакомую предприятиям автоматизацию. С другой стороны, именно Интернет вещей может произвести революционные изменения как в бизнес-процессах, так и в жизни обычных людей. Однако в России пока очень мало тех, кто уже «приручил» эту технологию.
Аналитики J’son & Partners Consulting подсчитали, что к концу 2015 года в России насчитывалось порядка 16 миллионов IoT-устройств. Данная цифра кажется внушительной, однако это всего 0,3% от всех подключенных в мире вещей. В нашей стране реализовано лишь несколько пилотных IoT-проектов в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, тогда как в развитых странах Европы и Северной Америки на IoT делают ставку такие крупные компании, как Airbus, DHL, OnFarm и другие.
Конечно, учиться на чужих ошибках хорошо – это позволяет избежать своих. Но становиться отстающим – далеко не лучшая стратегия развития. Это касается и Интернета вещей. Если мы будем развиваться прежними темпами, то уже через 3 года отставание станет еще более значительным. По прогнозам J&P Consulting, к 2018 году число подключенных устройств в России достигнет 32,5 млн – и это будет лишь 0,1% от глобальной доли IoT. А к 2020 году в мире будут подключены уже около 50 млрд вещей, и наши десятые процента рискуют стать каплей в море.
Речь идет не просто о теоретической доле рынка или проникновении технологии: Интернет вещей – это реальные деньги. IoT позволяет использовать устройства практически со 100-процентной эффективностью в сравнении с 5-10-процентной, которую мы можем получить при традиционном подходе.
IoT сейчас находится в стадии определенной технологической зрелости, и это дает преимущества тем, кто сделает выбор в его пользу. IoT появился в тот момент, когда сами вещи стали узлами автоматизации. Вспомним историю развития автомобилей: когда-то они состояли лишь из механических деталей, затем к ним добавилась электроника. Сейчас устанавливается контроллер, обрабатывающий данные с датчиков и управляющий исполнительными устройствами: машина превратилась в узел автоматизации.
Но IoT появляется тогда, когда это взаимодействие происходит без проводов. Идеологически разницы между проводной автоматизацией и беспроводной нет – разница лишь в практике и строении системы. С развитием телекома возможностей для взаимодействия с вещами стало больше: можно собирать все данные в облаках, управлять реальными потоками информации и пр.
Но чтобы IoT заработал, необходима платформа, которая, прежде всего, должна обеспечить связанность, т.е. наладить коммуникацию между производителем, ИТ-системой и устройствами и обеспечить возможность совместной работы.
Также платформа должна уметь формировать полноценные отчеты в реальном времени. Автоматизированный анализ данных – это важная часть возможностей IoT: на основе полученной информации можно строить прогнозы – например, когда и какие детали станка нужно заменить, чтобы избежать поломок и простоя.
Уже сейчас для IoT создана масса продуктов. Это и приложения для автоматизации отдельных отраслей, и системы обслуживания, позволяющие предприятиям перейти на сервисную модель работы и соединяющие в режиме реального времени данные о состоянии устройств с SLM. Также разработаны технологии машинного обучения и системы предикативной аналитики. Есть и решения для расширения возможностей человеко-машинного интерфейса, в том числе за счет использования технологи дополненной реальности. Но чтобы заставить все это приносить прибыль, нужна правильная платформа – только в этом случае инвестиции в IoT быстро окупятся.
Рубрики: Интернет, Интеграция, ПО