В 2003 году стартовала целевая программа «Электронная Москва», в которую вошли «Социальная карта москвича», Единая система электронного документооборота Правительства Москвы и другие разделы. «Электронная Москва» (ее бюджет превысил 60 млрд рублей), подверглась критике со стороны экспертов, а также губернатора города Сергея Собянина, потребовавшего в конце 2010 года ее доработки. По большому счету ряд разделов программы «перекочевал» в новый документ.
Ответственный исполнитель программы «Информационный город (2012 - 2016 годы)» - Департамент информационных технологий Москвы. Соисполнителям выступят Департамент средств массовой информации и рекламы и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Целью программы является повышение качества жизни населения Москвы за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности города, в сфере управления городским хозяйством, а также в повседневной жизни граждан. Также заявлено повышение эффективности и прозрачности городского управления.
С точки зрения показателей, программа, например, ставит целью повысить вклад отрасли информационно-коммуникационных технологий в валовой региональный продукт (ВРП) до 7,5% в 2016 году. В 2015 году до 100% предполагается повысить долю государственных услуг, оказываемых в электронном виде, увеличить проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет (со скоростью 10 Мбит/с и выше) до 65% к 2016 году. Общий объем финансирования программы в 2012-2016 годах - 329 547 713,9 тысяч рублей, основную долю которого составят средства из бюджета Москвы, федерального бюджета и внебюджетные средства.
Авторы «Информационного города» предложили реализацию программы в рамках четырех подпрограмм, включающих развитие широкого спектра информационно-коммуникационных технологий, создание интеллектуальной системы управления городом, формирование общедоступной информационно-коммуникационной и среды и развитие средств массовой информации и рекламы.
Программа должна охватить социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную защиту и так далее) и сферу городского управления. По большому счету, в ней исчерпывающе указаны ключевые проблемы городской инфраструктуры и управления, которые предполагается решать. Таким образом, можно говорить, что проведенные перед утверждением общественные слушания свою роль сыграли. Не удалось получить информацию о том, были ли привлечены ИТ-специалисты к ее разработке. Хотя, в целом, эксперты положительно оценили представленный документ.
«Сказать с кем точно обсуждалась данная программа, сложно, но список ее разделов очень насущный и актуальный и может действительно помочь решить проблемы, которые перед собой ставит данная программа, - прокомментировал руководитель направления Softline WebDev Александр Рубанов. - Это не просто документ, который формально направляет деятельность, а именно описание конкретных задач, требующих решения. Уверен, что эксперты будут приглашаться на этапах проектирования схем ее реализации в каждой конкретной отрасли, без этого у программы просто нет будущего». По мнению Александра Рубанова, саму программу можно и нужно корректировать, но она явно составлена с учетом авторитетных экспертных мнений, что является ее безусловным плюсом. Программа на все 100% адекватна задачам, которые стоят перед городом. Чего стоит одна только часть по развитию интеллектуальных систем управления городом, особенно в транспортной сфере – задача, действительно являющаяся первоочередной практически для всех москвичей.
«Программа, соответствует практикам развития мегаполисов во всем мире и, безусловно, полезна для города и жителей, - говорит заместитель директора департамента информационных технологий, директор по системным решениям компании КРОК Александр Хлуденев. - Большая часть обозначенных задач выполнима с технической точки зрения. Но поскольку программа комплексная и носит межведомственных характер, успех реализации будет во многом завесить от политической воли и мотивация основных участников на всем протяжении процесса. Если на протяжении всего периода реализации все стороны участвующие в процессе будут выполнять взятые на себя обязательства, то у Москвы есть все шансы стать одним из развитых мегаполисов мира».
Предполагается, что программа будет реализована в три этапа: с 2012 по 2016 год. Эксперты полагают, что указанные даты представляются вполне достижимыми.
«Большая часть обозначенных задач выполнима с технической точки зрения. Если на протяжении всего периода реализации все стороны участвующие в процессе будут выполнять взятые на себя обязательства, то уже через несколько лет у нас есть шанс жить в одном из развитых мегаполисов мира», - полагает Александр Хлуденев.
«За этот срок вполне реально реализовать какие-то части программы полностью, а в каких-то – запустить только экспериментальные, пилотные версии, оценив эффективности тех или иных методов. Тем более что большинство работ по данному проекту можно вести одновременно. И масштаб заложенных средств как раз подтверждает это предположение», - говорит Александр Рубанов.
Для успешной реализации данной программы в указанные сроки необходимо налаживать каналы «прямого общения» власти и общества. Помимо повышения компьютерной грамотности необходимо обеспечить постоянную обратную связь с населением.
«Неплохим вариантом в этом случае могут быть общественные слушания по осуществлению этапов программы, проводимые онлайн. Активные пользователи сети Интернет открыты к критике власти, поэтому узнать реальное отношение населения к программе и степень ее реализации не составит труда», - предлагает директор по маркетингу COMDI, компании обеспечившей техническую поддержку проведения слушаний, Артем Полянский.
Когда стартуют тендеры на реализацию различных элементов проекта сказать пока сложно. Скорее всего, это будут октябрь-ноябрь 2011 года. Также нет пока критериев, по которым будут отбираться исполнители проекта, но очевидно, что это станет предметом оживленной дискуссии.
В компании КРОК говорят, что надеются, что участие в нем примут все крупные и компетентные компании. Отметим, что у компании накоплена широчайшая экспертиза по реализации проектов федерального значения в области автоматизации взаимодействия государства и граждан на базе АСУ «Инфогород»». Softline WebDev тоже считает, что им есть, что предложить городу и этому проекту, поэтому обязательно будут участвовать.
Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)
Рубрики: Регулирование, Web