rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Мобильная связь. Точки роста

Эксперты отмечают, что одним из основных факторов роста бизнеса сотовых операторов становятся доходы от мобильной передачи данных. Обсуждение вопросов, связанных с тем за счет чего будет происходить дальнейшее развитие рынка мобильной связи, стало основной темой прошедшей онлайн-конференции, организованной ИК «Финам». Среди прочего обсуждались вопросы, связанные с тем, как долго мобильная и широкополосная передача данных будет выступать драйвером роста доходов мобильных операторов, каков предел насыщения этого сегмента и ряд других актуальных вопросов указанного сегмента рынка.

Снижение доли голосовых услуг, изменение принципов взаимодействия с дилерами и отказ от искусственного стимулирования продаж SIM-карт называются экспертами в качестве основных тенденций развития бизнеса операторов «большой тройки».

Относительно же общих показателей российского рынка мобильной связи принимавшие участие в конференции специалисты отмечают следующее: «По официальным данным рост рынка мобильной связи за шесть месяцев 2011 года составил 6,4%. По итогам года, я думаю, темпы сильно не изменятся. В ближайшие годы, так же, как и в этом, основным драйвером роста будет мобильная передача данных», - говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

Аналитик ИК БФА Кирилл Куриленко отмечает что в целом телекоммуникационный рынок вырастет на 2-3% в год в долларовом выражении. Основным катализатором роста станет развитие сегмента ШПД.

Уровень проникновения SIM-карт в России по словам Сергея Либина превышает 150%. «Тем не менее, дальнейший рост возможен за счет увеличения количества SIM-карт на одного пользователя с ростом проникновения USB-модемов, планшетов, GPS-навигаторов и других мобильных устройств», - говорит он.

По оценке же Кирилла Куриленко, сегодня уровень проникновения (число активных абонентов мобильной связи) в целом по России превышает 160%, что сравнимо с показателями Западной Европой. «Это означает, что новых абонентов практически не появляется. Поэтому остается возможность для адресной работы с отдельными группами абонентов через реализацию проектов MVNO», - указывает эксперт.

Как уже отмечалось, одним из основных факторов роста бизнеса сотовых операторов по словам экспертов становятся доходы от мобильной передачи данных и других типов дополнительных услуг. О том, насколько активно структура выручки сотовых операторов смещается в сторону неголосовых услуг аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина говорит следующее: «Сейчас общая тенденция такова, почти уже треть доходов мобильных операторов составляют дополнительные услуги. Причем главным драйвером роста выступает мобильный Интернет, что и понятно, рынок мобильных телефонов развивается ускоренными темпами. В современных условиях информационного изобилия и проникновения социальных сетей в нашу жизнь обычные мобильные аппараты уходят в прошлое. Пользователи смартфонов, КПК уже сейчас в больше степени используют Интернет, чем мобильную связь. Более того, операторы наращивают выручку с помощью таких дополнительных сервисов как отправка и прием текстовых и мультимедийных сообщений, услуги по замене стандартных гудков мелодиями и прочее. Не исключено, что в перспективе мобильный Интернет может заменить голосовой трафик. Телефонные звонки по мобильному будет выгоднее делать через Интернет, так как все предпочитают экономить. Как, например, уже произошло с междугородними звонками по стационарной связи. Все чаще люди звонят не по домашнему телефону, а через Интернет, используя соответствующие сервисы».

Сергей Либин приводит следующие цифры: «По итогам второго квартала 2011 года доля неголосовых услуг в выручке операторов составила 22,6% против 19,9% во втором квартале 2010 год. При этом рост мобильной передачи данных составил 47% (год на год). Тенденция, несомненно, сохранится, хотя темпы роста должны снижаться».

Кирилл Куриленко указывает на следующий аспект: «Заставить людей разговаривать дольше невозможно. Поэтому когда вы насытили рынок SIM-картами, остается только увеличивать продажи VAS-услуг или разрабатывать новые сегменты телекоммуникационного бизнеса. Например, такие как ШПД, SaaS, Call-центры. В обозримом будущем самой горячей темой на российском рынке телекоммуникации будет широкополосный доступ в Интернет».

Относительно доли VAS в общем объеме выручки операторов эксперты прогнозируют, что в ближайшие 2-3 года она составит: «до 35-40% от услуг мобильной связи к 2014 году», - по мнению Сергея Либина.

Кирилл Куриленко по этой теме отметил следующее: «Если сравнивать с развитыми странами, где доля VAS составляет около 40%, то прогноз для этого сегмента в России CAGR +10% в ближайшие три года при отсутствии резких экономических спадов».

Относительно конкурентной ситуации на рынке мобильной связи и дальнейшей консолидации этого сектора эксперты среди прочего говорят следующее: «Сейчас на рынке практически не осталось активов, которые можно консолидировать. Совокупная доля «большой тройки», «Ростелекома» и Тele2 составляет 98%. Уровень конкуренции на рынке в данный момент достаточно высок, но операторы заявляют о желании снизить его, поскольку конкуренция снижает их рентабельность. Если же отнести к региональным операторам Теле2, то они успешно конкурируют с «большой тройкой» за счет более низких тарифов, что компенсирует отсутствие полного федерального покрытия и 3G», - говорит Сергей Либин.

«Региональным операторам остается находить узкие ниши и за счет адресной работы с абонентами и переходить на модель MVNO для экономии на инфраструктуре», - дополняет Кирилл Куриленко.

В ходе обсуждения был затронут и вопрос экспансии объединенного «Ростелекома» на рынке мобильной связи. В частности, Сергей Либин говорит о том, что в существующей конфигурации рынка шансы «Ростелекома» значительно потеснить конкурентов невелики. «Тем не менее, в стратегию развития «Ростелекома» входит достижение 22% доли рынка мобильного ШПД к 2015 году. На мой взгляд, планы чересчур амбициозны, даже в случае внедрения LTE к тому времени», - говорит эксперт.

Аналитик Сбербанка Илья Фролов указывает еще на один аспект: «Текущая стратегия «Ростелекома» не предусматривает агрессивную экспансию на рынок мобильной связи. Думаю, что менеджмент пока сконцентрируется на рынке ШПД, но в перспективе всеже нельзя исключать слияния «национального чемпиона» с одним из операторов «большой тройки». Основная проблема здесь - в оценке компании. «Ростелеком» не настолько высоко капитализирован, чтобы государство сохранило значимую долю в капитале после слияния».

Высказывали эксперты и свое мнение относительно перспектив MVNO на российском рынке. В частности, аналитик ИК РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина говорит следующее: «В настоящее время виртуальные операторы в России пока не стали массовым явлением, несмотря на то, что лицензий выдано более 70. Но пока сложившейся практики в этом направлении нет. К тому же оператором MVNO необходимо будет нести дополнительные затраты на оплату за пользование подсистемой базовых станций другого оператора, таким образом, вряд ли стоимость звонков у оператора MVNO может быть ниже, чем у операторов подвижной связи с полной сетей структурой».

Ведущий аналитик Mobile Reseach Group Эльдар Муртазин называет две основные причины по которым модель виртуальных операторов в России невозможна. Первое о чем говорит эксперт это отсутствие избытка мощностей на сетях, что приводит к невозможности продавать третьей стороне дешевых трафик. Вторая причина – недостаточно проработанное законодательство в этой области.

«Говорить о развитии MVNO на федеральном уровне еще рано, в отличие от региональных рынков, где MVNO уже активно развивается. По нашему мнению MVNO должно осуществляется крупным оператором розничной сети единолично или совместно с мобильным оператором, по примеру Tesco в Великобритании. На данный момент мы не видим достаточного веса современного ритейла в России для успешного развития непрофильного бизнеса. Яркий тому пример, неудача с продажами страховых услуг через супермаркеты в Москве», - отмечает в свою очередь Кирилл Куриленко.

По теме развития операторами мобильной связи собственных розничных сетей по продаже мобильных устройств (в том числе за счет приобретения существующих игроков) и модели предоставления мобильных телефонов по принципу субсидирования некоторые из экспертов высказывают скептическое мнение: «Развитие собственной розницы воспринимается менеджментом операторов как один из приоритетов, однако достаточного уровня синергии эти приобретения скорее всего не принесут, тогда как сами по себе сети низкомаржинальны и размывают консолидированные показатели рентабельности (хорошо видно на примере МТС). Поэтому не думаю, что покупка сетей имеет какой-либо смысл. Субсидирование я думаю будет постепено возвращаться на дорогие модели телефонов, но массовое развитие такая модель едва ли получит из-за российской специфики», - говорит Илья Фролов.

Кирилл Куриленко поддерживает мнение относительно предоставления операторами мобильных устройств по модели субсидирования: «По нашему мнению модель бизнеса с предоставлением субсидированных телефонов не будет работать в России в ближайшие пять лет. Слишком много рисков для мобильных операторов, которые отсутствуют в развитых странах».

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: мобильная сотовая связь, база мобильной связи, операторы мобильной связи россии, сотовая связь, сотовая связь россии, база сотовой связи, мобильные операторы, операторы мобильной связи, абоненты сотовой связи, сотовые абоненты, Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, МегаФон, теле2, Скай Линк, теле 2, мобильные, сотовые, LTE, 4G

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга