По данным компании «МегаФон», за 2011 год было зарегистрировано около 65 тыс. обращений абонентов по поводу мошенничеств с помощью мобильных телефонов. При этом 36,5 тыс. – это жалобы на мошенничества со стороны третьих лиц, а 28 тыс. – на обман с помощью коротких номеров контент-провайдеров.
За год оператор вернул абонентам около 9 млн рублей в целом по России – речь идет именно о потерях абонентов за счет отправки сообщений на премиум-номера. За этот же период оператор выставил 126 штрафов крупным контент-провайдерам на общую сумму в 20 млн рублей, по 100 префиксов в месяц было блокировано, 10 % из них –корневые. Кроме того, в месяц в среднем блокировались услуги 170 интернет-ресурсов, а информация примерно 90 сайтов корректировалась – в основном это касалось сведений о стоимости сообщения на короткий номер.
Сергей Хренов, руководитель Департамента ОАО «МегаФон» по борьбе с мошенничеством, также рассказал, что за истекший период оператором были заблокированы 8 тыс. собственных абонентов, так или иначе участвовавших в мошеннических схемах. Это делается согласно условиям договора между оператором и абонентом. 24 тыс. заявок на блокировку было отправлено другим операторам.
Г-н Хренов отметил, что наряду с уже известными схемами мошенничества появляются и новые. Прежде всего, это «вымогательство по объявлению». В основе данной схемы лежит использование информации из объявления, поданного пострадавшим абонентом: на ее основе злоумышленники и требуют денег либо за возвращение потерянного, либо за информацию о происшествии. По схожему принципу в Москве работают злоумышленники, свинчивающие номера с автомобилей.
Не теряют популярности и так называемые «липовые услуги», за которые надо было платить, отправив сообщение на короткий номер. Одним из самых абсурдных стал сервис по «мобильному липолизу»: абоненту предлагалось скачать на свой мобильный телефон приложение, которое бы способствовало расщеплению жировых клеток. Также популярным у доверчивых абонентов оказался сервис по удаленному увеличению груди.
Среди действий, предпринятых «МегаФоном» в 2011 году для борьбы с мошенничествами, Сергей Хренов особо выделил внедрение федеральной автоматизированной системы, благодаря которой оператор может находить даже тех пострадавших абонентов, которые сами не обращались в компанию с заявлением о происшествии. В результате абонентам также возмещаются потери.
Еще одним достижением стало сотрудничество с компанией «Лаборатория Касперского». В его рамках оператор ежедневно получал сообщения о возможных мошеннических сайтах: за неполный год сотрудничества было получено около 2 тыс. таких сообщений.
Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского», рассказал, что среди трендов ближайшего времени ведущими останутся три уже существующих. Первый – рост объемов SMS-спама: получение ссылок на вредоносное программное обеспечение, способное без ведома абонента отправлять сообщения на короткие номера, считывать пароли и т.д. Второй тренд – рост SMS-мошенничеств с использованием коротких номеров и некорректной информации на интернет-сайтах. Третий тренд, правда, уже несколько затихающий, блокеры – падение активности этого вида мошенничеств обусловлено тем, что злоумышленники вынуждены использовать иную схему перевода денег – через платежные системы, а не с помощью SMS-сообщений.
В более отдаленном будущем, по мнению г-на Голованова, нас ждет небывалый рост количества мошенничеств. Прежде всего, они будут связаны с ОС Android – если, конечно, Google не предпримет каких-либо решающих мер для предотвращения этого. Еще одна опасность – рост количества мошеннических сайтов. Повлиять на развитие ситуации в этом направлении может, разве что, RU-CENTER.
Г-н Хренов подтвердил, что для борьбы мобильными мошенничествами необходимы существенные меры – в том числе со стороны регулятора: например, в области уголовно-процессуальных норм. Правда, шаги в этом направлении уже делаются. Так, представители «МегаФона» вошли в состав рабочей группы одного из Думских комитетов по подготовке нормативных документов, необходимых для противодействия мошенничеству.
В планах самого оператора на 2012 год внедрение федеральной антиспам-системы (ориентировочно ее запуск состоится в марте-апреле текущего года). На данный момент такая система (правда, самописная) работает в двух филиалах оператора и демонстрирует положительные результаты. Имя разработчика системы пока не раскрывается. Кроме того, планируется партнерство с платежными системами в области борьбы с мошенничеством: сейчас идут переговоры.
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Web, Безопасность