«Армада» успешно выполнила планы по развитию на 2011 год, выручка и рентабельность выросли в рамках опубликованного менеджментом прогноза. В 2012 году мы будем прилагать усилия для дальнейшего органического роста выручки группы компаний на 25-30% с одновременным увеличением рентабельности. В направлении M&A усилия будут сфокусированы на приобретении контрольных пакетов небольших высокорентабельных софтверных и сервисных фирм, обладающих уникальным продуктом или услугой и дополняющих бизнес «Армады». На 2012 год запланированы одна-две сделки по приобретению компаний с выручкой на уровне 5-10 млн. долл.», — сказал Алексей Кузовкин, председатель совета директоров ОАО «Армада».
Выручка «Армады» увеличилась в 2011 году на 27%
Выручка группы компаний «Армада», консолидированная по стандартам МСФО за 2011 год, выросла на 27%, составив 4656 млн. руб. Органический рост выручки составил 25%, и еще около 2% — консолидированная часть выручки компании ПМТ, приобретенной «Армадой» в мае 2011 г.
Рентабельность «Армады» возросла с 11,2% до 12,2%
Значение показателя EBITDA возросло с 410 млн. руб. до 566 млн. руб. (рост на 38%). Рентабельность (отношение EBITDA к выручке) выросла с 11,2% до 12,2%. Рост данного показателя до 15-16% в течение ближайших нескольких лет является одной из стратегических задач «Армады».
Первым фактором роста рентабельности в 2011 году стало расширение доли высокомаржинального сегмента разработки и внедрения ПО, который увеличился до 45% выручки (37% в 2010 году). При этом органический рост обеспечил расширение сегмента до 43%, а еще 2% составила часть выручки компании ПМТ, консолидированная с момента ее приобретения «Армадой» в мае 2011 года.
Вторым важным фактором роста рентабельности стало снижение доли аппаратных средств в общей выручке группы до 33% в 2011 г. с 35% в 2010 году (входит в системную интеграцию).
Органический рост численности сотрудников составил 10%
Численность персонала «Армады», без учета приобретения компании ПМТ, выросла на 10% — с 738 человек в 2010 году до 809 человек в 2011 году. С учетом приобретения, общее число сотрудников «Армады» на 31.12.2011 года составляет 897 человек.
Клиентская база «Армады» хорошо диверсифицирована
На долю самого крупного заказчика группы в 2011 году пришлось 8% консолидированной выручки. За ним следуют три клиента с долями 4%, 3% и 2% соответственно, и затем — более 1500 клиентов с долей менее 1% выручки группы каждый.
Государственные заказчики являются самым крупным сегментом российского ИТ рынка — по данным Минкомсвязи РФ и оценке CNews, ИТ-бюджет органов власти в 2011 году превысит 170 млрд. руб [1], на уровне 30% ИТ-рынка.
Доля заказов в выручке «Армады» от органов государственной власти в 2011 году составила 55%, включая 13% поступлений от региональных проектов информатизации государственных органов.
Еще 17% выручки «Армады» — вклад от компаний с государственным участием в различных секторах экономики (финансы, энергетика, нефть и газ, медицина и другие).
В совокупности доля выручки «Армады» от «государственного» сектора в данной терминологии практически не изменилась, и составила 72% (70% в 2010 году), что соответствует стратегии развития компании занять лидирующие позиции в данном сегменте.
Ключевой компетенцией «Армады» на протяжение многих лет является разработка программных продуктов для госструктур. «Армада» работает более чем с 60 федеральными ведомствами и более чем 250 компаниями с государственным участием.
В сегменте ИТ-услуг были реализованы инфраструктурные проекты для Центрального Банка России, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», BSGV (Росбанк), Приорбанка (группа Raiffeisen), TНК-BP, МРСК-Сибири, МРСК-Урала и МРСК-Центра, сети супермаркетов «Азбука вкуса» и других компаний.
Наращиваются объемы предоставления услуг по управлению проектами. Среди заказчиков — компании ГК «Волга-Днепр», ТНК-BP, ОАО «Северсталь», ЗАО «Юлмарт», MaRussia Motors, ЕВРАЗ Груп С.А. Успешно реализуются образовательные программы — к настоящему времени более 40 тысяч специалистов прошли обучение в компании PM Expert, входящей в группу «Армада».
Вошедшая в состав группы в 2011 году компания ПМТ (разработчик программного продукта МЕДИАЛОГ) позволила расширить присутствие «Армады» в секторе медицинских информационных систем. Компания обладает лидирующим продуктом и планирует занять существенную долю рынка информатизации здравоохранения в рамках программы модернизации здравоохранения, которая фактически начнется в 2012 году.
Аналитики прогнозируют рост российского ИТ-рынка на 11-14% в 2012 г.
По оценке Минкомсвязи РФ [2], российский рынок информационных технологий вырос в 2011 году на 14,6% — до 649 млрд. руб. В долларовом эквиваленте это составляет $20 млрд. долл. по курсу на конец 2011 года. [3]
Компания IDC [4] приводит более высокую оценку объема рынка, $29 млрд. долл. и рост 20%. В сегмент аппаратного обеспечения (62% рынка) IDC включает продажи планшетов, смартфонов и других подобных устройств. Объем сегмента ИТ-услуг оценивается IDC в $5,8 млрд. (20% рынка), программного обеспечения — $3,4 млрд. (12% рынка).
Французская аналитическая компания PAC [5] дает аналогичный прогноз в части целевых для «Армады» сегментов рынка (разработка ПО и ИТ-услуги). Так, по оценке PAC, ИТ-сервисы в 2011 году составят в России около 192 млрд. руб. (около $6 млрд. долл.), а разработка и внедрение программного обеспечения — 96 млрд. руб. (около $3 млрд. долл.).
Прогноз IDC по объему российского рынка ИТ на 2012 г. — $33 млрд., что означает рост на 14%. Аналитики PAC прогнозируют рост на уровне 11%.
Аналитики PAC указывают на существенный долгосрочный потенциал роста объеденного сегмента рынка разработки ПО и ИТ-услуг в России. PAC приводит сравнение объема этого рынка в расчете на душу населения в западной Европе и в России: 431 евро в Европе против 38 евро в России.
Более чем 10-кратная разница отражает существенный долгосрочный потенциал развития секторов, приоритетных для «Армады». По итогам 2011 года, «Армада» занимает 2,2% рынка разработки ПО и около 1% рынка ИТ-услуг в России.
В 2012 году «Армада» прогнозирует рост на 25-30% и новые сделки M&A
Усилия менеджмента «Армады» в 2012 году будут направлены на то, чтобы обеспечить органический рост выручки компании на 25-30% при дальнейшем росте рентабельности по показателю EBITDA выше уровня 12,2% достигнутого в 2011 году.
В направлении M&A «Армада» обладает существенными денежными ресурсами и набором потенциальных сделок. Так, денежная позиция «Армады» на 31.12.2011 составила 1215 млн. руб. Из них, в ходе дополнительной эмиссии в апреле 2011 года, в компанию, за вычетом издержек, было привлечено 635 млн. руб.
Усилия менеджмента «Армады» в области приобретений в 2012 году сфокусированы на покупке контрольных пакетов небольших софтверных и сервисных фирм с выручкой порядка 5-10 млн. долл. и рентабельностью выше чем текущее значение у «Армады», дополняющих бизнес «Армады» и лидирующих в своих сегментах. Среди приоритетных сегментов — решения для транспорта, автоматизации ЖКХ, корпоративные облачные сервисы и другие отрасли.
Одна-две такие сделки M&A запланированы на 2012 год.
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, ПО, Финансы