Крупные клиентские базы очень ценятся на современном рынке. Ни для кого не секрет, что иногда банки даже готовы выдать кредит под «нулевой процент», чтобы получить персональные данные нового клиента, а затем предлагать ему свои новые и новые услуги. Безусловно, государственная железнодорожная компания располагает одной из наиболее полноценных баз данных немецких клиентов: каждый, кто покупал билеты Deutsche Bahn при помощи банковской карты или через интернет, оставил компании информацию о себе.
Именно эту информацию и решили продать железнодорожники сторонним компаниям. Правда, пока в ход пойдут личные данные не всех пассажиров, а только владельцев дисконтной карты BahnCard, участвующих в премиальной программе Bahn-Bonus. Эти пассажиры вскоре будут получать рекламу от партнёров Deutsche Bahn — тех же страховок, банков и ресторанов.
Информация, которой обладают железнодорожники о своих клиентах, весьма существенная: помимо имени-фамилии, номера телефона, домашнего адреса и электронной почты Deutsche Bahn располагает сведениями о цене купленного пассажиром билета, классе вагона, маршруте поездки и месте продажи билета.
«Немецкие железные дороги не продают личные данные пассажиров, – заявляет уполномоченный немецкой компании по защите личной информации господин Крис Невигер, – но располагают возможностями предложить нашим партнёрам напрямую обратиться к клиентам Deutsche Bahn».
Правозащитники совместно с представителями организаций, контролирующих соблюдение прав пассажиров, выразили свое возмущение действиями железнодорожников. Повышенный интерес в обществе по данному вопросу вынудил компанию отказаться от своих намерений продать личные данные пассажиров. «Deutsche Bahn никогда не передавал сведения о пассажирах третьей стороне и не планирует делать этого в будущем», – сказано в официальном пресс-релизе «Немецких железных дорог».
Условия программы Bahn-Bonus фактически предусматривают по умолчанию передачу персональных данных с целью маркетинга, однако клиент, согласившийся на предложение компании, имеет право опротестовать такое использование информации.
Дополнительный заработок на продаже персональных данных пассажиров для «Немецких железных дорог» является не самым необходимым шагом: за прошлый год компания заработала 2,7 миллиарда евро, что на 400 миллионов превышает прибыль за 2011 год. Расходы железнодорожников в 2012 году выросли незначительно: уже на протяжении нескольких лет Deutsche Bahn вынуждена обходиться старыми подвижными составами из-за проблем производителей с поставкой новых поездов. При этом постоянное повышение цен на проезд не останавливает существенный прирост числа пассажиров.
Комментарий главного аналитика InfoWatch Николая Федотова: «Откровенно говоря, я не усматриваю вреда для пассажиров от того, что их потребительские предпочтения будут использованы не одной компанией, а несколькими. Реклама, продвижение, скидки, бонусы и прочий маркетинг с использованием персональных данных всегда более таргетирован.
Следовательно, вызывает меньше раздражения, встречает больший отклик, тратит меньше ресурсов.
Кроме того, я с удовлетворением отмечаю, что оператор персональных данных так и не осуществил сделку. Тем или иным способом он сначала получил мнение аудитории и поступил в соответствии с ним. Хотя нет никаких сомнений, что в соглашении, которое пассажиры заключали при получении дисконтной карты BahnCard, было предусмотрено право оператора использовать данные упомянутым способом. В какой-то менее цивилизованной стране, думаю, данные сначала бы продали, а уже потом случился бы скандал».
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Безопасность