Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://www.mskit.ru/news/n164841/


     
 

Регулирование Интернета. Дополнительное время

15.05.2014 07:00
14 мая 2014 г. В рамках деловой программы 26-й Международной выставки «Связь-Экспокомм 2014» состоялся Круглый стол «Инициативы по изменению инфраструктуры российского сегмента сети Интернет». Участники мероприятия рассмотрели вопросы идентификации пользователей в Интернете, влияния законотворчества «об Интернете» на связность сети, возможность переноса серверных мощностей в Россию и др.

Собравшиеся отметил развитие тенденции на запреты в Интернет. Ширится процесс блокирования Интернет-ресурсов в досудебном порядке. Обсуждается проект закона о регулировании «облачных» сервисов. На днях будет рассмотрена инициатива по переносу серверов, составляющих инфраструктуру Сети, на территорию РФ. Вскоре начнет действовать норма, обязывающая владельцев сайтов хранить информацию о действиях Интернет-пользователей. В соответствии с законопроектом будут внесены изменения в закон «О связи» и в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки обязывают физическое или юридическое лицо, организующее такую деятельность, хранить информацию об этом в течение шести месяцев. О регулировании Интернета интенсивно заговорили в начале весны текущего года. Уже работает закон о «черных списках», «Антипиратский» закон, регулярно блокируются сайты СМИ и «Живого журнала», региональные суды выносят решения о блокировке даже «Википедии» и Яндекса…

По поводу блокировки, которую легко используют сегодня российские законодатели. Подобно ряду законов, этот вышел без проведенной подготовительной работы, и для блокирования ресурсов начали использовать метод IP-блокировки. Безусловно, это нарушает общую связность сети Интернет в российском сегменте (DNS-связность), что в перспективе может привести к понижению пропускной способности Сети на 40%. Кроме того, такие блокировки нарушают права пользователей и создают опасный прецедент возникновения цензуры в Рунете, в обход установленного ч.5 ст. 29 Конституции Российской Федерации запрета.

Георгий Грицай (Минкомсвязь РФ) рассказал, что в России сейчас заблокировано 60 тысяч IP-адресов. Хорошей новостью является лишь то, что в конце лета, возможно, для блокировки будут использовать фильтрацию по URL, что позволяет заблокировать просмотр отдельных страниц, а не ресурса целиком. Эта инициатива происходит от Ростелекома. Кроме того, в будущем владельцев ресурса будут информировать о причине блокировки.

В апреле текущего года Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, ограничивающий права популярных блогеров. По мнению представителей Интернет-индустрии, данный закон не отвечает реалиям современного Интернета, а в ряде положений противоречит правовой и технической природе Сети. Закон не учитывает трансграничный характер отношений, происходящих в Интернете, что делает его применение крайне затруднительным. Тем не менее.

Павел Храмцов (Ru-Center) отметил, что тенденция суверенитизации Интернета начала проявляться в 2010 году. С этим предложением на международный уровень Россия вышла в 2012 году, но поддержки не получила. Разоблачения Эдварда Сноудена повлияли на этот процесс, и сегодня Россию поддерживают Бразилия, Германия и Франция. Пути создания суверенных Интернет-зон предлагаются различные. В России сейчас предлагается перенос инфраструктуры на территорию страны – для пущей сохранности информации граждан от чужих наблюдателей.

Если в Европе спецслужбы, чтобы получить информацию о конкретном гражданине, должны предъявить оператору связи решение суда, то в России это решается техническими средствами. То есть, операторы за свой счет должны протянуть канал к органам, чтобы СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий) могла в любой момент анонимно получить необходимые данные. К слову, в РФ к СОРМУ доступ имеют ФСБ и МВД (в тех регионах, где отсутствуют службы ФСБ). За непредоставление информации органам предусмотрены значительные штрафы и для физических, и для юридических лиц. То есть налицо развитие силовых методов контроля. Совет по правам человека при президенте РФ признал их противоречащими правам человека, записанным в Конституции РФ. Так что всем недовольным предлагается обращаться в Конституционный суд.

Некоторые эксперты полагают, что в деле регулирования Интернета Россия может пойти по пути Китая. Однако другие такое предположение отвергают, так как Китай меры регулирования обеспечивает очень сильными техническими средствами, которых в России нет, и денег на их создание тоже в стране нет.

Существует ли в России «красная кнопка», с помощью которой можно отключить Интернет. Теоретически – да, для этого достаточно вырубить электричество. Однако современное общество вряд ли это допустит. Сегодня в России ежедневно выходит в Сеть 68 миллионов человек. Только в «Живом Журнале» насчитывается семь тысяч «тысячников».

Георгий Грицай всё же полагает, что совместными усилиями государства, общества и бизнеса удастся усовершенствовать принятые сегодня законы. Пока же правоприменительная практика в России неудовлетворительна.

Последствия принятых законов в части регулирования Интернета по-настоящему скажутся с течением времени. Так что несколько лет в запасе у нас есть.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web