Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://www.mskit.ru/news/n45620/


     
 

Плавный переход. От телефона к кошельку

11.02.2008 02:40
В связи с высоким уровнем проникновения сотовой связи в России, а особенно в столичном регионе, игроки телекоммуникационного рынка все активнее выводят на рынок предложения, в рамках которых расширяются функции мобильных терминалов. В частности, одним из наиболее активно исследуемых стало направление мобильной коммерции. Так, о разработках систем штрих-кодов объявили уже несколько компаний, в том числе «Трафиклэнд», Brand Mobile, «Мобильные Дисконтные Системы». Причем в рамках разработки последней решение синхронизировано с «1С», R-keeper и так далее.

Несмотря на то что использование функционала мобильного телефона в качестве дисконтной карты рассматривалось уже давно, такая возможность появилась только к 2006 году в связи с разработкой считывающих сканеров. Специалисты-разработчики утверждают, что такой сервис будет интересен и коммерчески целесообразен для внедрения компаниями из сферы услуг, развлечений, крупным розничным сетям, туроператорам, а также существующим дисконтным системам.

Так, в 2007 году в Московском баре-ресторане «Туннель» запущена технология компании ООО «Мобильные Дисконтные Системы» (MDS) - «Штрих-код в мобильном телефоне». «Руководство ресторана пришло к необходимости внедрения систем, которые бы обеспечивали мгновенные интерактивные коммуникации с клиентами и позволяли вывести на новый уровень развитие систем лояльности», -  прокомментировал генеральный директор MDS Павел Сазонов.

Проект стартовал в конце декабря 2007 года и был реализован в течение двух недель. Работы по внедрению системы «Штрих-код в мобильном телефоне» проводились менеджером проекта. Суть технологии, которая представлена компанией MDS на российском рынке, – распространение специальных купонов с изображением штрих-кода. При этом срок действия купона можно многократно изменять. Изображение может содержать логотип (бренд), штрих-код, числовой код и дополняющий комментарий (например, скидка на вход в клуб 15 %). Доставка мобильных дисконтных карт абонентам осуществляется при помощи Wap push, EMS, NSM, SMS-сообщений. Специалисты-разработчики утверждают, что ограничений на модель телефона не существует. Технологические возможности системы MDS позволяют осуществлять доставку флаеров абонентам прямо из заведения  в режиме on-line путем скачивания флаера абонентом с WAP-сайта, путем SMS-запроса на короткий номер операторов связи или заказа флаера через терминалы оплаты услуг. В рамках проекта на кассе бара-ресторана были установлены специальные сканеры, которые имеют возможность считывать полученный штрих-код прямо с экранов мобильных аппаратов.

Особенностью проекта является создание программного модуля, отвечающего за синхронизацию ПО с системами учета на основе «1С», из интерфейса которой можно рассылать штрих-коды на мобильные телефоны клиентов, администрировать базу данных, проводить SMS-рассылки с анонсами и уведомлениями. Одновременно с этими стандартными средствами «1С» возможно производить учет и контроль предоставляемых скидок, смотреть историю покупок клиентов, зачислять денежные средства в случае проведения платежей. В рамках проекта также проводилось обучение сотрудников ресторана по эксплуатации новой системы, интегрированной с «1С», - этот этап занял всего около трех часов.

«Используя технологию «Мобильные Дисконтные Системы», посетители ресторана «Туннель» смогут не только узнавать о новых концертах, программах и акциях, но и получать скидки и дисконтные карты прямо на свой мобильный телефон. Мобильную карту-купон можно восстановить, а также переслать другому человеку по SMS. Заинтересованный имеет возможность получить купон, прислав SMS-сообщение на выделенный короткий номер», - прокомментировал Павел Сазонов.

В числе последних проектов на базе мобильных технологий компании MDS отметим внедрение услуги покупки билетов через Интернет в ОАО «РЖД». Купить железнодорожные билеты теперь можно не только в привокзальных кассах, но и через Интернет за WebMoney. Такую услугу реализовала на своем сайте MobiTicket.ru компания «Мобильные Дисконтные Системы». До сих пор оплатить билеты в Интернете можно было только банковскими картами и только с веб-ресурса ОАО «РЖД». Сейчас оплата происходит через WebMoney мерчант, после чего на телефон отправляется SMS с индивидуальным кодом и ссылкой.

На рынке ИТ мобильные штрих-кодовые технологии можно условно разбить на два типа. Это система, которая сможет существовать только в сетях третьего поколения (3G), ввиду того, что требует значительной модернизации самих телефонов. Такой тип технологии позволяет самому телефону считывать штрих-коды и производить оплату через телефон. По мнению генерального директора группы компаний Mobile Media Group (MMG) Давида Вачадзе, в перспективе 3-5 лет технологии на 3G могут реализовывать достаточно успешные проекты. Другим типом является технология, которая функционирует в действующих на сегодняшний день сетях (2G и 2,5 G). Она заключается в том, что штрих-код приходит в виде изображения посредством EMS, MMS или SMS, который затем считывается специальным сканером. Последний тип технологий и является актуальным на сегодня, так как сети третьего поколения вошли в эксплуатацию только в октябре 2007 года на территории Петербурга и Ленинградской области. Этим типом штрих-кодовых технологий в основном и занимаются наряду с MDS отечественные разработчики.
 
Технологию штрих-кода на мобильном телефоне на российский рынок вывело и агентство мобильного маркетинга и рекламы Brand Mobile в ключе промоушена. На выставке «Инфоком» компания Brand Mobile, которая входит в MMG с 2003 года,  реализовала интерактивный промосервис для посетителей объединенного стенда мобильной сети «МегаФон» под названием «Мобильный купон». Посетители выставки использовали полученный на мобильный телефон штрих-код в качестве купона на получение подарка. При этом «мобильный купон» можно было получить в трех вариантах: в виде ссылки на специализированный WAP-сайт, в виде MMS-сообщения с графическим изображением штрих-кода или же в виде SMS с уникальным ID-номером. Промосотрудник сканировал «мобильный купон», высвечивающийся на экране телефона специальным  устройством, или же вводил ID-номер, присланный в SMS, с помощью мини-клавиатуры. При удачной идентификации участник получал приз (см. новость от 9 сентября 2007 г.). Также у компании MMG есть проекты на базе систем накопительной лояльности, CRM, мобильных купонов (цифровых и штрих-кодовых) для крупных брендов в Телеком и FMCG (напитки).

Российский разработчик программного обеспечения для мобильных телекоммуникаций компания «Трафиклэнд» и французская корпорация Ingenico протестировали подобный сервис с рабочим названием «Электронные дисконтные купоны». С его помощью можно распространять дисконтные купоны среди аудитории, при этом заказчики данного сервиса получают существенную экономию на проведении традиционных рекламных кампаний и промоакций. Новый сервис работает следующим образом: абонент подписывается на рассылку «скидки/распродажи», посвященную определенной тематике или типу товара. Далее он регулярно получает анонсы с информацией об обновлениях и существующих скидках. Активизировав полученный анонс, абонент скачивает электронный купон (штрих-код), после чего использует его для получения скидок. В момент приобретения рекламируемого продукта или услуги ранее полученный штрих-код считывается терминалом Ingenico прямо с экрана мобильного телефона. Купон регистрируется, и абонент-покупатель получает желаемую скидку.

Глава Мининформсвязи Леонид Рейман выразил одобрение концепции платежной системы через мобильный телефон. Технология, позволяющая реализовывать платежи с помощью мобильных телефонов, называется NFC (Near Field Communications). Встроенный чип устанавливает беспроводное соединение между телефоном и считывателем, в результате чего с виртуального счета владельца мобильного телефона списывается сумма. Абонент может пополнить счет с помощью банковской карты либо с помощью других платежных систем. Но для России эти технологии еще лежат в сомнительной перспективе, так как регламентированы законодательством. Для того чтобы заняться мобильными платежами, операторам придется получать соответствующую лицензию (см. новость от 15 ноября 2007 г.).

Если говорить о зарубежном опыте, то системы мобильного маркетинга здесь появились гораздо раньше, чем в России. Среди таких разработок отметим технологию Mobile Box Office (оплата в кинотеатрах) от MobilRelay, продукты мобильных купонов от Cellfire, услуга E-Ticket (покупка билетов через Интернет) от онлайн-сервиса Viewlondon.co.uk, Mobiqa выпустила ряд мобильных технологий, таких как «мобильные купоны», «мобильные билеты», «мобильный пропуск».

Автор: Дарья Тренина (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web