Напомним, что, согласно результатам исследования ComNews Research, доли рынка частных пользователей ШПД Москвы среди операторов «большой пятерки» на начало февраля текущего года распределились следующим образом: «Стрим»/МГТС получил 28 %, «Корбина Телеком» – 18 %, «Комкор-ТВ» («Акадо») – 12 %, «Нэт Бай Нэт Холдинг» – 5 %, «Центральный Телеграф» (QWERTY) – 3 %. На остальных широкополосных провайдеров приходится 34 % рынка. По сравнению с данными на октябрь 2007 года «Комстар-ОТС» и «Корбина Телеком» увеличили свою долю в этом спектре рынка на 1 % каждый, доля «Акадо» снизилась на 2 %, доли NetByNet, QWERTY и прочих провайдеров в целом остались без изменений. Общее количество частных пользователей широкополосного доступа в Интернет в Москве в период с ноября по январь выросло на 16 % (247 тыс.).
Данное исследование проводилось методом личного формализованного интервью. Всего было проведено 3,025 тыс. эффективных интервью. Общий размер выборки, по которой проводился опрос, – 9,8 тыс. телефонных номеров. Выборка делалась из базы данных МГТС, содержащей 3,466395 млн записей. Теоретический уровень погрешности для общей выборки, по оценкам ComNews Research, составляет 1,8 %.
Практически сразу после публикации результатов этого исследования «Акадо» дал официальный комментарий по поводу несогласия с данными, которые в нем обозначены. Суть возражения заключалась в том, что объем прироста абонентской базы в исследовании сильно занижен по причине большой погрешности, которую дает сама методика исследования (см. подробнее новость от 19 февраля 2008 г.).
Позже к возражениям «Акадо» присоединились и другие игроки «большой пятерки», также не уверенные в объективности используемого метода. В «Комстар-ОТС» тоже не согласны с данными, приведенными в отчете ComNews Research: «Как мы уже объявляли, к началу 2008 года компании, входящие в группу «Комстар-ОТС», подключили в Москве 695 тыс. клиентов услуги ШПД, в том числе 651 тыс. частных пользователей. При этом за IV квартал «Комстар» подключил 228 тыс. клиентов, из них 198 тыс. частных лиц. По нашим оценкам, доля группы «Комстар-ОТС» на рынке ШПД Москвы составляет 38 %», – сообщают в пресс-центре компании.
«Мы тоже не очень поверили в данные, которые представила эта компания на рынок, и считаем, что наши показатели прироста абонентской базы сильно занижены, – заявляет, в свою очередь, «Нэт Бай Нэт Холдинг». – Возможно, это связано с тем, что наша компания очень неравномерно растет в Москве: в каких-то районах очень активно, а в каких-то не очень. Но могу с точностью утверждать, что прирост абонентской базы в ноябре-январе на 4 % – это для нас «смешной» показатель. В период с ноября 2007 по январь 2008 года, кроме органического роста, который стабильно составляет не менее 5,8 % в месяц, в декабре 2007 мы приобрели и в последующем интегрировали компанию «Лефортово.Нет», чья абонентская база на момент покупки оценивалась в 4 тыс. абонентов. Исходя хотя бы из этих показателей наш прирост в абсолютных числах составляет не менее 25 тыс. абонентов», – поясняет начальник отдела маркетинга ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» Марина Симакина.
В пресс-центре компании «Центральный Телеграф» сообщили, что располагают другими данными по рынку ШПД частных абонентов, причем использовался тот же метод: был проведен опрос 2,5 тыс. пользователей МГТС. По результатам исследования «Центрального Телеграфа» «Стрим», NetByNet, QWERTY имеют доли рынка выше, чем сообщается в отчете ComNews Research, а «Корбина Телеком» и «Акадо», соответственно, ниже. В частности, по собственным подсчетам компании, QWERTY имеет на данный момент 6 % рынка, что в два раза выше доли, указанной ComNews Research. В абсолютных числах это более 110 тыс. абонентов – активных пользователей.
Интересно, что только один игрок частично согласился с данными, приведенными ComNews Research: в компании «Корбина Телеком» сообщили, что цифры по деятельности «Корбина Телеком» соответствуют собственным данным оператора, однако точность данных по другим игрокам также вызвала сомнения.
Отметим, что большинство игроков отмечает несовершенство методики опроса, примененной ComNews Research. Соглашается в этом и старший консультант iKS-Consulting Константин Анкилов: «Методика дает большую погрешность, причем практическая погрешность гораздо выше указанной теоретической (1,8 %)», – говорит он. Для своих отчетов iKS-Consulting берет информацию в самих компаниях. Для сравнения: по данным iKS-Consulting, на 31 декабря 2007 года доля «Стрим» составляла 36 %, «Корбины Телеком» – 16 %, «Акадо» – 11 %, NetByNet – 8 %, QWERTY – 7 %. Причем эти данные пока предварительные, которые могут измениться после уточнения информации у «Корбины Телеком» в сторону увеличения доли последней.
Однако не все компании так критичны. «В целом результаты данного исследования можно назвать удовлетворительными, – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. – Что касается долей компаний на рынке частных пользователей ШПД Москвы, то здесь приведенные цифры практически полностью совпадают с нашими ожиданиями». Различия с данными iKS-Consalting Анна Зайцева объясняет фактом существенного расхождения долей категории «прочие». Методика, примененная ComNews Research, у «Финама» также не вызывает нареканий: «Метод личного формализованного интервью является классическим методом маркетинговых исследований. Объем выборки в 9,8 тыс. телефонных номеров, в принципе, является достаточным для подобного рода исследований. Что примечательно - предмет исследования, рынок частных пользователей ШПД, также практически исключает такой недостаток данного метода, как затрудненность понимания респондентов. Как правило, результаты, полученные с использованием метода личного формализованного интервью, имеют довольно низкую погрешность (в пределах 3 %)».
Прокомментировать ситуацию мы попросили управляющего партнера ComNews Research Оксану Панкратову.
Оксана, не могли бы вы изложить вашу точку зрения – как вы оцениваете реакцию рынка на результаты вашего исследования?
- Наша компания использует совершенно разные методы исследований в своей работе, в данном случае это могут быть три варианта: официальные данные компаний, инсайд (полученные таким способом данные существенно отличаются от официальных), опросные методы. В зависимости от цели меняются и методы. Для публичных материалов, как этот, использовать официальные данные не имеет смысла – только ленивый не тиражирует их ежеквартально. Инсайд – как минимум, противозаконно. Соответственно, остается опросный метод (методика, степень погрешности (теоретической) и т. д. описаны в самом материале). Можно спорить о параметрах опроса (и тут мы готовы сравнить мнение наших специалистов по полевым исследованиям с мнением соответствующих специалистов операторов, если таковые имеются), но о том, что это один из основных методов исследования в условиях рынка, на котором реальные данные могут существенно отличаться от официальных, спорить бессмысленно.
Самое главное, на что хотелось бы обратить внимание, – опрос как метод дает результат «здесь и сейчас». Например, если пользователь «Стрима» (абстрактный пример), не дозвонившись до службы поддержки своего провайдера, решил что он его поменяет, то если через пять минут ему позвонят и спросят, кто его провайдер, он, вероятнее всего, ни за что не скажет, что это «Стрим». Соответственно, разница между опросным методом и официальными данными кроется, как минимум, в методике учета пользователей операторами.
Ну и последнее. Как обычно, претензии возникают только тогда и только у тех компаний, у которых получились не очень хорошие результаты.
Автор: Светлана Черемисина (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг