Nintendo — один из пионеров мирового рынка портативных игр и производитель самых массовых устройств. Эта компания была основана еще в 1889 г. (тогда она выпускала игральные карты ханафуда ручной работы), а 100 лет спустя вывела на рынок игровой мини-компьютер Gameboy с монохромным экраном.
Впрочем, и советские технологии оказали влияние на мировой рынок электронных развлечений. Программист Алексей Пажитнов в 1985 г. написал одну из самых популярных компьютерных игр в мире — «Тетрис», а в 1990-х гг. Россию и весь мир заполонили дешевые портативные устройства из Китая, с помощью которых в нее можно было играть. Кстати, именно «Тетрис» стал самой популярной игрой для Gameboy — по данным Nintendo, ее приобрели 33 млн владельцев этого устройства.
Портативные войны
Долгое время Nintendo задавала тон на рынке портативных игровых устройств в одиночку — до тех пор, пока им не заинтересовалась Nokia. Крупнейший в мире производитель сотовых телефонов вышел в 2003 г. на рынок портативных видеоигр с игровым смартфоном Nokia N-Gage.
Сама Nokia успехов на этом поприще пока не добилась. До конца 2004 г. она собиралась продать 6 млн N-Gage, но, по данным GamePro.com, за все время в мире было продано всего 3 млн N-Gage и его обновленной версии N-Gage QD. Но приход сотового гиганта всполошил других участников рынка видеоигр — в 2004 г. Nintendo выпустила новое игровое устройство Nintendo DS, а потом на рынок портативных видеоигр вышла Sony c PlayStation Portable (PSP).
Новинка Nintendo оказалась успешнее — как сообщается в отчетности японской компании, к 31 января 2007 г. в мире было продано 64,79 млн DS. Sony продала к концу марта 2007 г. 25,39 млн PSP (данные с ее сайта). По оценке DFC Intelligence, общий объем продаж портативных игр и устройств Nintendo и Sony в 2007 г. превысил $10 млрд.
Нынче Nokia снова готовится завоевать рынок портативных игровых устройств. Теперь N-Gage — это отдельная игровая платформа, которая будет работать с некоторыми телефонами мультимедийной серии N. Первые игры для нее поступили в продажу в середине февраля 2008 г.
Царство Sony
В России все иначе, признает руководитель игрового направления фирмы «Новый диск» (представляет интересы Nintendo в России) Дмитрий Бурковский. По его словам, на российском рынке продано около 60 000 Nintendo DS — в несколько раз меньше, чем PSP. Продажи приставок Sony в России по официальным каналам составили около 400 000 устройств плюс еще 50 000-100 000 серого импорта, оценивает представитель Sony Computer Entertainment Europe в России Александр Харламов. Это при том, что PSP дороже — она стоит от 6500 руб., а Nintendo DS — от 4500 руб. Многие покупатели ценят PSP за ее мультимедийные возможности, считает Харламов: в нее встроены GPS-навигация, интернет-телефония, доступ в интернет. Можно даже смотреть дома фильмы и слушать музыку, подключив PSP к жесткому диску домашнего компьютера по связи WiFi.
Ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин считает, что на руках у россиян около 200 000 телефонов Nokia серии N, поддерживающих платформу N-Gage. Стоят они от 10 000 руб. — заметно дороже, чем портативные игровые консоли. Игры для N-Gage в основном ориентированы на эпизодическую игру ради того, чтобы убить 5-10 минут свободного времени, говорит Муртазин. Он ждет новинок для N-Gage: эти телефоны поддерживают многопользовательские игры.
Роман Дорохов
Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
Рубрики: ПО