Замдиректора ITResearch Василий Мочар объясняет расхождение в цифрах тем, что его компания учитывает «самосбор» — компьютеры, собранные покупателями или небольшими фирмами из комплектующих. Ведущий аналитик Gartner Аннетта Джамп утверждает: оценка ее компании включает и «самосбор» — около 360 000 ПК. Связаться с IDC вчера не удалось.
Исполнительный вице-президент российского сборщика и продавца ПК «Формоза» Абулферз Абачев и вице-президент по продукции и маркетингу Depo Computers Александр Баринов считают оценку «самосбора» в миллион ПК в год реалистичной. Жители крупных городов предпочитают покупать готовые компьютеры и пользоваться сервисом ремонта и поддержки от производителей, говорит Абачев. Самостоятельно собирают ПК в основном в провинции.
Директор российского офиса тайваньской Acer Глеб Мишин оценил «самосбор» не более чем в 500 000 компьютеров за 2007 г. Единственный способ оценить этот сегмент рынка — посчитать объем продаж компонентов, рассуждает он, но материнскую плату или DVD-привод можно использовать не только для сборки нового ПК, но и для замены комплектующих ранее купленного. ITResearch, по словам Мочара, оценивала объем «самосбора» и объем продажи комплектующих, источников бесперебойного питания, мониторов и принтеров по отдельности, но эти цифры сопоставимы.
Гендиректор российской Kraftway Алексей Кравцов согласен с Мишиным: значительная доля продаж комплектующих приходится на апгрейд ранее приобретенной компьютерной техники. Он больше верит оценкам Gartner и IDC. А по оценке Эдуарда Воронецкого, гендиректора другого российского сборщика — K-Systems, в 2007 г. в России было продано 7-7,5 млн ПК. Это даже меньше, чем насчитали Gartner и IDC. Тем более завышен, по его мнению, и объем «самосбора».
Судя по данным ITResearch, в 2006 г. на «самосбор» приходилось больше, чем в прошлом, — 1,5 млн ПК из 7,55 млн всех проданных (почти 20%). Удельный вес «самосбора» снижается в связи с увеличением доли розничных сетей, торгующих только ПК известных марок, считает Баринов. Каналы продажи комплектующих — рынки и небольшие магазины — не выдерживают конкуренции и закрываются; а рост доходов населения делает «самосбор» нерентабельным для компаний — доля оплаты труда в цене собранного руками сотрудников компьютера довольно велика, заключает Баринов.
Джамп из Gartner согласна: удельный вес «самосбора» снижается (в 2006 г. — 5,2%, в 2007 г. — 4,3%). Но в абсолютных цифрах этот сегмент не изменился, уверена она.
Роман Дорохов
Тимофей Дзядко
Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)
Рубрики: Рынок ПК