rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

С легкой руки Президента. Учет культурных ценностей ожидает автоматизация

В январе 2009 года Президент России Дмитрий Медведев заслушал отчет министра культуры Александра Авдеева о проходящей в стране проверке сохранности культурных ценностей и о переходе сферы культуры на новую систему оплаты труда. После этого Президент, в частности, отметил, что существует необходимость создания электронной системы учета наличия культурных ценностей, поскольку сейчас имеются технические возможности для создания такой системы, вплоть до скрытого прослеживания движения особо ценных и секретных ценностей. ИД «РПР-группа» обратился к ведущим игрокам рынка систем электронного документооборота и программных решений с предложением прокомментировать инициативу и высказать свою точку зрения на то, что могла бы представлять собой данная система.

Сегодня на рынке присутствует ряд решений как отечественной, так и западной разработки, ориентированных на проекты подобного уровня. Среди российских компаний можно указать петербургскую компанию «Камис», компании Cognitive Technologies, «Электронный архив», «Прософт», Digital Design, «ЭОС», Alee, «Директум» и др. У каждой из вышеперечисленных компаний в активе есть проекты, реализованные для культурных учреждений. Однако, судя по всему, масштабность разработки решения, которое бы контролировало учет всех культурных ценностей в стране, вряд ли будет по силам только одной компании.

В целом можно сказать, что заинтересованность в участии в разработке системы учета наличия культурных ценностей отметили почти все опрошенные компании, предлагающие соответствующие решения. В частности, отмечено, что участие в подобном проекте может компенсировать ряду компаний сокращение заказов со стороны бизнес-структур в условиях кризиса. Государственные заказы, особенно такого масштаба, для ИТ-компаний всегда были и будут интересны, в том числе, если учесть экономическую нестабильность в настоящее время.

«Нам это задача, безусловно, интересна, - отметил менеджер по маркетингу Cognitive Technologies Дмитрий Путинцев. - Мы создаем комплексные информационные системы для музеев уже более 30 лет и можно сказать стояли у истоков автоматизации музейного дела. Имеющиеся у нас технологии и методики проверены временем, созданные на их базе информационные системы работают как в крупных музейных организациях, так и в музеях с относительно небольшими фондами и даже у частных коллекционеров. В частности, разработанное нами решение – система «НИКА-музей» - используется сотнями музеев по всей стране. На ее базе реализовано одно из самых крупных внедрений в России: в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике, где описано более 1 млн экспонатов».

«Сейчас, когда под влиянием финансового кризиса число проектов, инициализируемых и финансируемых коммерческими организациями, заметно сократилось, - согласен ИТ-аналитик компании Directum Сергей Бушмелев, - ИТ-компании с интересом смотрят в сторону государства. Поэтому государственный заказ, если он подкреплен обоснованным бюджетом, может быть перспективен. Задача, которую поставил президент, достаточно сложна, и, если решать ее в полном объеме (создание специальной системы обеспечения сохранности культурных ценностей), это потребует взаимодействия не только учреждений культуры, но и МВД, таможни, органов технической инвентаризации и т.п. Такая масштабная задача может потребовать совместного участия целого ряда ИТ-компаний».

Если говорить о стоимости проекта, то речь может идти о достаточно больших суммах.
Дмитрий Путинцев, к примеру, считает, что стоимость проекта будет зависеть от того, будут ли использоваться уже готовые технологические компоненты и методические наработки. Исходя из этого, реальная стоимость проекта может отличаться в несколько раз. В частности создание программной части единой системы учета и обеспечения сохранности культурных ценностей, ее установка и обучение сотрудников музеев, то речь может идти о сумме порядка 2 млрд рублей. Для оценки общей стоимости проекта необходимо проведение аудита IT-инфраструктуры музеев (компьютерный парк, сервера, локальная сеть, Интернет). Близкую цифру озвучил и Сергей Бушмелев, предположив, что бюджет проекта будет измеряться от десятков миллионов до нескольких миллиардов рублей.

При этом необходимо дождаться пока будут сформулированы задачи решения. «Сложно говорить о том, какая система сможет решать все специфические задачи, связанные с учетом наличия культурных ценностей, пока эти задачи не сформулированы конкретно, менеджер по маркетингу и PR ALEE Software Co. Ltd (Russia) Мария Полозова. - Все будет зависеть от того, какие окончательные требования объявит Министерство культуры. Что касается нашей компании, наши основные клиенты – государственные библиотеки, в том числе – библиотеки музеев, где точно также хранятся культурные ценности, например, древние книги. Нашим вкладом могла бы быть система электронного архива для хранения отсканированных образов некоторых ценных документов, их описаний и т.д., благо, таких проектов нами выполнена масса. Кроме того мы продвигаем услуги по оцифровке документов, в том числе, и инвентарных описей, что является одним из этапов внедрения таких систем».

Есть вероятность, что на рынке данный проект может отразится в незначительной степени. Хотя если и другие министерства и ведомства решатся навести порядок в своих вотчинах, тогда при наличии внимания Президента и соответствующих статей в бюджетах может быть создан целый рынок подобных решений.

«Cкорее всего, тендер на этот проект будет разыгран между крупнейшими интеграторами, - считает Мария Полозова, - которые затем будут брать на подряд различные компании для решения уже конкретных задач. Тем более что универсальной компании, готовой самостоятельно решить все вопросы по такому масштабному проекту, мы не российском рынке не знаем. Если же говорить о разработке программного обеспечения для реализации проекта, то для того, чтобы разработать полнофункциональное ПО, что называется, «с нуля»,  нужно огромное количество времени и сил. Скорее всего, речь будет идти об оптимизации или доработке какой-либо имеющейся системы – например, о создании новых модулей, функций». 

Отвечая на вопрос, как скоро Министерство культуры сможет объявить о начале конкурса и сколько потребуется времени на само решение, всеми отмечено, что в любом случае необходимо четкая формулировка задачи.

Формулировка задач и требований, по мнению Марии Полозовой, а фактически, написание технического задания может занимать от трех месяцев до полугода и более, в зависимости от того, каких масштабов достигнет данный проект. Дмитрий Путинцев предположил, что необходимо привлечь к процессу формулированию задачи руководителей музеев, уже осуществивших внедрение подобных систем. И если система и ее отдельные компоненты не будут создаваться «с нуля», и к процессу будут подключены компании, имеющие положительный опыт, то срок развертывания, запуска и обучения специалистов может составить 2-3 года. При этом Сергей Бушмелев полагает, что стоит разделять два момента: когда министерство культуры сможет поставить задачу и когда оно сможет найти деньги для реализации проекта. Если первую задачу можно решить за полгода – за год, то  вторая задача в условиях кризиса может быть, мягко говоря, трудноразрешима. Правильнее в данном случае запустить пилотный проект, чтобы на примере нескольких музеев «обкатать» решение, а потом уже его тиражировать. В любом случае создание такой системы затянется на годы.

Реализация проекта может быть осложнена как организационными, так и финансовыми вопросами. Дмитрий Путинцев выразил опасение, что некомпетентные в этой области компании ринутся разрабатывать подобные решения. В России всего несколько компаний имеют успешную практику работы с музеями, так как это направление автоматизации нельзя было назвать высокомаржинальным или приоритетным для государства. Может сложиться так, что разработчики переоценят свои силы, и бюджетные деньги уйдут не на реализацию непосредственно задачи, а на наращивание опыта и компетенций компаний-исполнителей проекта. О том, что автоматизация музея это не традиционная для IT-рынка задача, говорит в частности то, что объектом автоматизации являются музейные экспонаты, которые могут иметь более 1 тыс. реквизитов. Для обычной IT-системы это даже невозможно представить. Помимо методических особенностей подобных проектов, есть и очень важные технологические особенности реализации внедрений. Задача создания сложноструктурированных систем, к которым относится учет музейных экспонатов, лучше решается не на привычных традиционных реляционных СУБД (MS SQL, Oracle), а на объектноориентированных и XML_DB. Важно отметить, что, если компания проложила локальную сеть в музее или автоматизировала отделы бухгалтерии или кадров, то это ни в коем случае не говорит о ее способности автоматизировать учет музейных экспонатов.

Сергей Бушмелев отметил, что кроме возможных сложностей с финансированием, самой большой трудностью будет проектный менеджмент. Наши государственные органы пока не очень сильны в управлении такими масштабными проектами. Да и обеспечить взаимодействие различных государственных органов в процессе решения задачи сохранения культурных ценностей будет тоже не просто. Кроме того, чтобы решить задачу в том объеме, в котором видит ее решение Президент, то нужно не только наладить учет культурных ценностей, а это, прежде всего, мощная распределенная учетная ERP- система, но и организовать взаимодействие всех заинтересованных органов: министерства культуры, МВД, ФТС и т.п. Иными словами, если говорить и об учете культурных ценностей, и о взаимодействии в процессе обеспечения их сохранности, то, думаю, готового решения нет сейчас ни у кого. Но есть технологии, наработки, которые позволят решить такую задачу.

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: автоматизация, система управления, интеграция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга