rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Об итогах и перспективах. Рассказал АКТР

3 февраля 2009 года в рамках одиннадцатой международной выставки и конференции CSTB-2009, проходящей в Москве в международном выставочном центре «Крокус Экспо», состоялось ежегодное собрание членов Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР). На собрании с отчетным докладом о работе АКТР в прошедшем году выступил президент ассоциации Юрий Припачкин. В своем докладе президент АКТР рассказал о процессах, происходящих сегодня в кабельной отрасли, назвал некоторые цифры, характеризующие состояние кабельного рынка, а также рассказал об участии АКТР в работе над формированием концепции федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)».

По данным доклада г-на Припачкина, сегодня в России на рынке услуг, предоставляемых кабельными операторами, работает более 1,5 тыс. компаний, почти 90 % из которых имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, а около 70 % всех операторов работают по моделям double-play  и triple-play. По оценкам АКТР, охват населения в крупных и средних городах платным телевидением всех технологий превышает 65 %. К примеру, уже сейчас в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Перми услугами кабельного телевидения пользуются от 70 до 98 % населения. В стране с населением 142 млн. человек (около 58 млн домохозяйств) в настоящее время 36 млн домохозяйств (примерно 100 млн населения) уже подключены к кабельным сетям или же имеют для этого технические возможности. Около 15 млн домохозяйств имеют абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов. Практически все российские города с населением более 100 тыс. человек (более 65 % населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них составляет свыше 50 %.  Во всех мегаполисах имеются три-четыре крупных кабельных оператора.

«По нашим сведениям в стране действуют более семи тысяч компаний кабельного телевидения разного масштаба, из которых 1524 имеют операторские лицензии. Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов. Сегодня семь крупных операторов имеют свои сети кабельного телевидения в ряде крупных городов и обслуживают не менее двух третей всей абонентской базы. Это такие компании как «Национальные Телекоммуникации» (Национальные Кабельные Сети), «Система Масс-Медиа» (СММ) и «Комстар-ОТС» в составе АФК «Система», «Акадо», «Связьинвест», «ТВТ» (Татарстан), «ЭР-Телеком» и «Мультирегион». Не входящие в холдинги операторы кабельного телевидения  оказывают, по нашим сведениям, услуги для пяти млн. домохозяйств», - отметил в своем докладе Юрий Припачкин.

Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 году в России из 45 млн домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн, остальные 5 млн – услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.

Что касается финансовых показателей, то по данным аналитиков, спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 года стабильно рос на 40 % в год, такими же темпами росли абонентская база и объем услуг. Объем рынка платного телевидения в 2007 году в РФ достиг $650–700 млн, на 20 % превысив показатель 2006 года. По прогнозам аналитиков, доходы платных сетей в 2008 году могут приблизиться к цифре $800 млн.

В то же время на конец 2008 и 2009 год экспертами АКТР прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20–35 % из-за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка (см., например, новость портала spbIT.su раздела «Акадо» от 27 ноября 2008 г.). Эксперты АКТР считают, что в 2009 году крупных сделок в отрасли не предвидится, а возможны лишь альянсы в безденежной форме. В условиях кризиса небольшим операторам будет трудно войти в состав крупных холдингов, потому что крупные игроки сосредоточатся в первую очередь на развитии тех активов, куда они уже вложили деньги, и где у них есть соответствующие интересы. В качестве примера такого развития событий можно говорить о процессах, происходящих в компаниях, входящих в АФК «Система». В частности, покупку «Комстар-ОТС» региональных операторов группы «Стрим-ТВ», принадлежавших «Система Масс-медиа» (см., например, новость портала mskIT.ru раздела «Стрим» от 3 февраля 2009 г.).

Следующим этапом развития кабельного телевидения, по мнению правления АКТР, станет переход от традиционного к интерактивному вещанию. Активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг также сегодня является определяющей тенденцией на рынке кабельного телевидения. Переломным моментом в развитии цифровизации отрасли специалисты АКТР считают начало предоставления операторами услуг телевидения высокой четкости (HDTV). Отметим, что запуск HDTV, в частности у московских операторов стал одним из трендов 2008 года (см. новость портала mskIT.ru раздела «Стрим» от 29 декабря 2008 г.).
 
В качестве основного результата деятельности АКТР в прошедшем году правление ассоциации выделило учет позиции кабельщиков при подготовке концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)». В концепции программы отражены многие предложения, внесенные АКТР. По мнению АКТР, особенно важно, что определен состав обязательного пакета из восьми бесплатных каналов цифрового ТВ. Фактически утвержден социальный стандарт обслуживания. Все основные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих отношений с эфирными вещателями. Напомним, что завершении подготовки концепции этой ФЦП было объявлено в конце прошлого года (см. новость портала mskIT.ru раздела «Регулирование» от 4 декабря 2008 г.) и сейчас проект проходит стадию доработки (см. новость портала mskIT.ru раздела «Регулирование» от 28 января 2009 г.).

Что же касается рынка эфирного телевидения, то в своем выступлении Юрий Припачкин подчеркнул, что на рынке эфирного телевидения сегодня идут неоднозначные процессы. Существующая модель телевизионного рынка, когда все каналы делили рекламу, в соответствии с некими рейтингами, будет претерпевать изменения. Телекомпании, получившие доступ в социальный пакет, о котором говорилось выше, поделят между собой весь объем того рынка рекламы, который обеспечивает существование сегодняшней модели эфирных каналов. Остальные эфирные каналы переходят в разряд кабельных и спутниковых. Соответственно, изменятся правила их взаимоотношения с рекламодателями и правообладателями.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: интернет, интернет телевидение, доступ в интернет, Стрим, Акадо, домашняя сеть

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга