Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://www.mskit.ru/news/n69106/


     
 

Сотовые подключения столицы: декабрьская реабилитация

25.01.2010 04:07
Декабрь и сопутствующие ему рост покупательской активности вкупе с ростом активности самих сотовых операторов в Москве позволил последним наконец-то выбраться из той ямы, в которой оказались их показатели по продажам стартовых контрактов и приросту абонбазы за последние месяцы. Не факт, что в первые же месяцы 2010 года ситуация не вернется к прошлогоднему status quo, однако декабрьский позитивный всплеск определенно внушает оптимизм.

Куда кривая выведет

На конец декабря 2009 года в Москве объем абонентской базы достиг, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,396 млн, что на 211 тыс. больше, чем показатель на конец ноября прошедшего года. Таким образом, декабрь стал первым месяцем после почти полугодового периода, в течение которого наблюдался отток абонентов в Московском регионе. Скорее всего, причиной тому стала предновогодняя активность – как маркетинговая, так и покупательская, поэтому вероятно, что в первые месяцы 2010 года ситуация вернется в прежнее русло.

 

Абонентская база в декабре, Москва, по данным AC&M Consulting, млн

Абонентская база в декабре, Москва, по данным AC&M Consulting, млн

 

Если говорить о динамике прироста в предыдущие годы, то декабрь 2009 года, хоть и вывел столичный рынок сотовых подключений в плюс, выглядит весьма скромно по сравнению с показателями прошлых лет. Так, в декабре 2008 года увеличение абонентской базы в Москве составило 555 тыс., а в ноябре 2008 года оно равнялось 580 тыс. – это своеобразный рекорд для московского прироста.

Проникновение же в столице на конец декабря 2009 года составило 190,7 %, тогда как в ноябре 2009 года этот показатель равнялся 189,5 %. Таким образом, проникновение увеличилось на 1,2 %, отыграв падение ноября и нарастив 0,1 %. Увеличение же проникновения в Москве за год составило 5,6 %, в то время как за период с декабря-2007 по декабрь-2008 эта цифра равнялась 8,8 %.

Чистый прирост в Москве по результатам декабря 2009 года распределился таким образом. На первом месте, как, впрочем, и в целом по России, остался «МегаФон», хотя его доля в приросте уменьшилась с 93,5 % в ноябре до 59,1 %. «Билайн» взял 20,1 % от общего прироста, МТС – 10,6 %, и немногим менее осталось «Скай Линку» - 10,2 %.

Таким образом из периода отрицательного прироста выбрались и МТС, для которого этот период ограничился ноябрем, и «Билайн», который демонстрировал отрицательный прирост в течение нескольких месяцев.

В итоге к концу декабря 2009 года абонентская база операторов «большой тройки» в Москве выглядела так. Количество абонентов МТС в Москве составило 13,59 млн: прирост составил 18 тыс, (в октябре и ноябре имелся отток более чем по 200 тыс за месяц). Количество абонентов «ВымпелКом» выросло до 10,849 млн: рост составил 34 тыс. (в ноябре имелись потери в 46 тыс). Абонбаза «МегаФона» в Москве составила 7,439 млн, что на 103 тыс. больше ,чем на конец ноября прошлого года (в ноябре и октябре «МегаФон» показывал положительный прирост).

Рынок Москвы в конце декабря 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: на долю МТС пришлось 41,9 % (потери 0,3 %), на долю «ВымпелКом» - 33,5 % (без изменений), «МегаФон» - 23,0 % (прирост 0,2 %). «Скай Линк» по итогам декабря получил 1,6 % (прирост 0,1 %).

Маркетинговые инициативы операторов в Москве в декабре были сосредоточены как на продвижении 3G-интернета в связи с долгожданным запуском сетей в столице, так и на опциях и услугах, направленных на создание групп пользователей – к таким инициативам следует отнести запуск сервисе «Семейный бюджет» от «Билайна».

Время собирать камни

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России к концу декабря 2009 года достигло 207,91 млн, увеличившись за месяц на 2 млн 410 тыс. (на конец ноября прошлого года данный показатель равнялся 205,5 млн). То есть тенденция к снижению темпа прироста абонбазы, имевшая место в течение нескольких предыдущих месяцев, в декабре прервалась и на общероссийском уровне – видимо, за счет предпраздничной маркетинговой активности операторов и дилеров (напомним, что в ноябре прирост равнялся примерно 500 тыс. – и он оказался минимальным более чем за последние полгода).

 

Динамика прироста абонбазы в РФ в декабре, по данным AC&M Consulting, млн

Динамика прироста абонбазы в РФ в декабре, по данным AC&M Consulting, млн

 

Впрочем, это не стало неожиданностью – декабрь традиционно является «тучным» месяцем для операторов. Так, в декабре 2008 года прирост абонбазы составил 3,5 млн, в 2007 г. - 3,45 млн, а в декабре 2006 г. – целых 10,73 млн. Таким образом, хотя декабрь продолжает быть урожайным сезоном, в 2009 году его показатели заметно проигрывают предыдущим годам. Интересно, что раньше и ноябрь традиционно являлся месяцем, когда темпы прироста увеличивались, однако, по всей видимости, такие времена прошли.

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу 2009 года до 143,2 %, тогда как на конец ноября этот показатель равнялся 141,5 %. Таким образом, увеличение проникновения за месяц составило 1,7 %, что несколько ниже прошлогоднего результата - за декабрь 2008 год увеличение проникновения сотовой связи в Российской Федерации составило 2,4 %. При этом за год увеличение проникновения составило 13,8 %, а за предыдущий год – 14,5 %.

Лидеру дышат в спину

Что касается распределения чистого прироста по операторам, то в декабре 2009 года, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, традиционным лидером остался «МегаФон» - его доля в приросте составила 33,3 %. Отметим, что хотя этот оператор сохранил лидерство, его преимущество заметно уменьшилось – в ноябре он удерживал 57,7 % в общем приросте, а в октябре – 58,6 %. До этого в течение нескольких месяцев «МегаФон» занимал долю от 42 до 47,7 %.

МТС и «Билайн» выбрались из зоны отрицательного прироста и показали следующие результаты: у МТС оказалось 23,1 % в общем приросте абонбазы, а у «Билайна» - 12,3 %. «Рост абонентской базы в России на 5 % и уверенная доля рынка в размере 41 % подтверждает лидерские позиции компании и успех маркетинговых инициатив МТС. Сокращение абонентской базы в Московском регионе в годовом исчислении обусловлено списанием абонентов, подключившихся в ходе сезонных маркетинговых акций. В условиях насыщения рынка в Московском регионе МТС ориентируется на повышение качества абонентской базы и успешно стимулирует потребление абонентами сервисов, в том числе и дополнительных, о чем свидетельствует наилучшая динамика ARPU и MOU в годовом исчислении среди операторов „большой тройки“», — комментирует директор «МТС Россия» Александр Поповский.

В итоге к концу 2009 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 69,341 млн, что на 557 тыс. больше, чем в ноябре, когда абонентская база оператора снизилась до 68,784 млн. Количество абонентов «ВымпелКом» в России в ноябре составило 50,886 млн 50,589 млн: прирост составил 297 тыс (то есть не компенсировал потери ноября, которые составляли 380 тыс). Напомним, что еще месяцем ранее, в октябре, потери у «Вымпелкома» тоже были, хоть и меньше – 59 тыс. Абонентская база «МегаФон» в целом по России составила 50,221 млн, что означает прирост в 801 тыс. В ноябре прирост составлял 587 тыс.

Рынок России в декабре 2009 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 33,4 % (потери 0,1 %), «ВымпелКом» - 24,5 % (потери 0,1 %), «МегаФон» - 24,2 % (прирост 0,2 %). Доля остальных операторов составила 17,9 % (прирост 0,2 %). Здесь продолжилась тенденция по постепенной потере долей МТС и «Билайном» и одновременному укреплению позиций «МегаФона».

Автор: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web