В период экономического кризиса госзаказ становится важным инструментом стимулирования развития малого бизнеса, а для значительного количества малых предприятий является единственным шансом избежать банкротства. Согласно 94-му федеральному закону о размещении государственного и муниципального заказа, ведомственные заказчики обязаны размещать среди малых предприятий от 10 до 20% всего объема заказов, однако, согласно экспертным данным, доля малого бизнеса в госзаказе по России составляет не более 2 %.
Генеральный директор компании ОАО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов отмечает, что на площадке Москвы данный показатель превышает установленный правительством РФ минимум: «Кризисные явления экономики, безусловно, негативным образом отразились на малом бизнесе. Тем не менее, по опыту проведения торгов на нашей площадке roseltorg.ru, можно констатировать, что при общем объеме торгов, приближающемся к 7 миллиардам рублей, доля государственных контрактов, заключенных с малым бизнесом, в настоящее время достигает 25%».
Зачастую определяющей причиной исключения малого бизнеса из системы госзаказа является коррупция госзаказчиков и, как следствие, ограничение конкуренции на торгах. Рост доли участия малого бизнеса в торгах связан с активным переводом государственных закупок в форму электронных аукционов: данная процедура значительно повышает прозрачность проведения торгов, расширяет число участников, в частности, за счет субъектов малого предпринимательства, и исключает возможность предварительного сговора между заказчиками и участниками торгов.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)