Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://www.mskit.ru/news/n70624/


     
 

Сотовые подключения столицы: падение после взлета

01.03.2010 02:09
В январе 2010 года московский рынок сотовой связи в соответствии с ожиданиями вернулся к осенним тенденциям: декабрьский всплеск покупательской активности сменился традиционным январским затишьем. Такая ситуация обеспечена в том числе и поведением самих операторов, практически не запускавших новых инициатив, ориентированных на стимулирование подключений. Кроме того, подобная ситуация характерна не только для Первопрестольной, но и для России в целом.

Вниз по наклонной

На конец января 2010 года в Москве объем абонентской базы достиг, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, 32,344 млн, что на 53 тыс. меньше, чем на конец декабря прошедшего года. Таким образом, показав положительный прирост в декабре, сотовый рынок столицы снова вернулся к ставшему уже привычным негативу: напомним, что в Москве несколько месяцев подряд наблюдалось уменьшение абонентской базы. То есть, как и предсказывалось, начало 2010 года продолжило тенденции года прошлого.

При этом январь 2010 года не стал самым неудачным январем за несколько последних лет: максимальный отток абонентов наблюдался в январе 2008 года, когда потери абонентской базы в столице достигли 2,019 млн пользователей.

 

Абонентская база в январе, Москва, по данным AC&M Consulting, млн

Прирост абонентской базы в январе, Москва, по данным AC&M Consulting, тыс.

 

Проникновение же в столице на конец января 2010 года составило 190,4 %, тогда как в декабре 2009 года этот показатель равнялся 190,7 %. Таким образом, проникновение уменьшилось на 0,3 %. За год рост проникновения составил 3,2 %, тогда как с января 2008 года по январь 2009 года – 23,2 %.

Чистый прирост в Москве по результатам января 2010 года распределился таким образом. На первом месте, в отличие от общероссийской ситуации, оказался «ВымпелКом» с 92,3 %, сместивший с лидерских позиций «МегаФон». При этом «МегаФон», а к тому же и МТС продемонстрировали в столице отрицательный прирост абонентской базы. Оставшиеся 7,7 % пришлись на долю «Скай Линк», что, однако, означает некоторые потери для этого оператора: в декабре прошлого года его доля составляла 10,2 %.

В итоге к концу января 2010 года абонентская база операторов «большой тройки» в Москве выглядела так. Количество абонентов МТС в Москве составило 13,403 млн: отток составил 187 тыс., (что примерно соответствует потерям ноября и октября прошлого года). Кроме того, прирост, полученный этим оператором в декабре 2009 года оказался «перекрыт»: он был довольно незначительным – 18 тыс.

Количество абонентов «ВымпелКом» выросло до 10,994 млн: рост составил 144 тыс., что более чем на 100 тыс. превышает декабрьский результат. Абонбаза «МегаФона» в Москве составила 7,417 млн, что на 22 тыс. меньше, чем на конец декабря прошлого года (прирост в декабре равнялся 103 тыс.).

Рынок Москвы в конце января 2010 года оказался поделен между операторами следующим образом: на долю МТС пришлось 41,4 % (потери 0,5 %), на долю «ВымпелКом» - 34 % (прирост 0,5 %), «МегаФон» - 22,9 % (потери 0,1 %). «Скай Линк» по итогам января получил 1,7 % (прирост 0,1 %). 

Что касается маркетинговых инициатив, повлиявших на прирост абонентской базы московских операторов, то практически все игроки рынка столицы в январе 2010 года были малоактивны: по большей части в сфере интересов в начале года оказались продления уже существующих акций и модификация услуг, ориентированных на укрепление лояльности уже подключенных к сети абонентов.

Плач по потерянным абонентам

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России к концу января 2010 года достигло 208,33 млн, увеличившись за месяц на 420 тыс. (на конец декабря 2009 года данный показатель равнялся 207,91 млн. Таким образом, наблюдается значительное снижение темпов прироста абонентской базы по сравнению с декабрем прошлого года, когда прирост составил 2,41 млн. Однако заметим, что декабрь традиционно характеризуется всплеском покупательской активности и ростом количества маркетинговых инициатив операторов и дилеров в связи с приближающимися новогодними праздниками. При этом январский показатель прироста оказался даже несколько меньше ноябрьского, когда абонентская база увеличилась примерно на 500 тыс. То есть начало года отметилось минимальным приростом абонентской базы сотовых операторов по России в целом более чем за последние полгода. 

В сравнении с показателями первых месяцев предыдущих лет январь 2010 года не стал катастрофой: антилидером в этом отношении стал январь 2008 года, когда прирост был отрицательным, причем весьма значительным, так как потери тогда составили 8,03 млн. Что же касается прироста в другие годы, то меньший, чем в 2010 году, показатель наблюдался и в 2007 – 380 тыс. за месяц.

 

Динамика прироста абонбазы в РФ в январе, по данным AC&M Consulting, млн

Динамика прироста абонбазы в РФ в январе, по данным AC&M Consulting, млн

 

Уровень проникновения сотовой связи в России увеличился к концу января 2010 года до 143,5%, т огда как на конец декабря этот показатель равнялся 143,2 %. Таким образом, увеличение проникновения за месяц составило лишь 0,3 %, что опять таки ниже прошлогоднего результата - за январь 2009 года увеличение проникновения сотовой связи в Российской Федерации составило 0,6 %. При этом за год увеличение проникновения составило 14,1 %, а за предыдущий год – 16,5 %.

«Распилили» на двоих

Что касается распределения чистого прироста по операторам, то в январе 2010 года, по данным аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, то «МегаФон» не только сохранил за собой место лидера, но и оказался единственным из операторов «большой тройки», продемонстрировавшим положительный прирост абонентской базы. Доля «МегаФона» в чистом приросте в январе составила 48,4 %. Остальные 51,6 % получили региональные операторы. Таким образом, и для «МегаФона» и для региональных игроков рынка январь в общероссийских масштабах оказался весьма успешным, так как по сравнению с декабрем их доли в приросте выросли. Напомним, что в декабре ситуация выглядела так: на долю «МегаФона» приходилось 33,3 %, МТС- 32,1 %, «Билайн» - 12,3 %, а другие операторы получили 21,3 % от общего прироста абонбазы.

«Уменьшение абонентской базы в России связано со списанием абонентов, подключившихся в период летних сезонных акций и отказавшихся от услуг связи после окончания периода скидок. Уровень общих подключений в данных регионах оставался стабильным за счет активизации новых каналов продаж и развития собственной розничной сети, – прокомментировал директор «МТС Россия» Александр Поповский. - В условиях высокого проникновения мобильной связи, такой критерий, как количество проданных SIM-карт теряет свою значимость. Мы ориентируемся на сохранение лояльной абонентской базы, повышение ее качества и стимулирование пользования. Мы нацелены на поддержание эффективности бизнеса – рост доходов наряду с сохранением лидирующей позиции на рынке»,  – добавил он.

В итоге к концу января 2010 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так: количество абонентов МТС по России составляет 68,876 млн, что на 465 тыс меньше, чем в декабре 2009. Любопытно, что январский прирост абонбазы этого оператора был лишь немногим больше январских потерь и составлял 557 тыс.

Количество абонентов «ВымпелКом» в России в январе составило 50,883 млн: потери оказались ничтожно малы и составили 3 тыс. (на конец года абонбаза этого оператора составила 50,886 млн. Абонентская база «МегаФон» на конец января в целом по России составила 50,652 млн, что означает прирост в 430 тыс. В декабре прирост составлял 801 тыс., а в ноябре – 587 тыс.. Таким образом, увеличение доли в приросте не привело к росту динамики прироста абонентской базы.

Рынок России в январе 2010 года оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 33,1 % (потери 0,3 %), «ВымпелКом» - 24,4 % (потери 0,1 %), «МегаФон» - 24,3 % (прирост 0,1 %). Доля остальных операторов составила 18,2 % (прирост 0,3 %). Здесь продолжилась тенденция по постепенной потере долей МТС и «Билайном» и одновременному укреплению позиций «МегаФона».

Что еще почитать по этой теме:< /p>

25 января 2010 г. Сотовые подключения столицы: декабрьская реабилитация

24 февраля 2009 г. Сотовые подключения столицы: праздники длиной в полмесяца

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web