rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Эксперты из России и Белоруссии обсудили проблемы и перспективы электронного правительства

13 декабря 2013 года в Москве на базе «Всероссийского научно-исследовательского института проблем вычислительной техники и информатизации» (ВНИИПВТИ) прошел экспертно-медийный семинар «Электронное правительство: информационно-коммуникационные технологии на службе у граждан Союзного государства», который был организован по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России. Участники мероприятия – представители научных и коммерческих организаций, занятых в IT-сфере, а также представители профильных министерств и ведомств обеих стран – обсудили вопросы повышения качества государственных электронных услуг, их доступности для всех граждан Союзного Государства, а также наметили пути решения существующих задач, в том числе, в формате трансграничного взаимодействия.

По общему признанию участников семинара, главная задача, стоящая сегодня перед специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий и в России и в Беларуси – добиться максимальной эффективности использования информационных технологий не только на благо государства, но и для всех граждан. В настоящее время ведется большая работа по самым разным направлениям, начиная с совершенствования законодательной базы и заканчивая разработкой и унификацией необходимых технических решений.

По мнению заведующего сектором ВНИИПВТИ Георгия Вусса, наступило время для качественного изменения содержания самого термина «электронное правительство». «Мы считаем необходимым трактовать термин уже не как «предоставление электронных услуг», а как новую модель государственного управления, учитывающую в том числе и механизмы «электронной демократии», сказал Георгий Вусс.

Формирование и развитие «электронного правительства» позволит решить целый ряд важнейших системных проблем: оптимизировать предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу; повысить степень участия граждан в процессах руководства и управления страной, а также расширить возможности их самообслуживания, повысить технологическую осведомленность и квалификацию; обеспечить электронную доступность правительства, одновременно снизив влияние фактора географического местоположения.

О состоянии государственной политики в области информатизации и перспективах развития системы оказания электронных госуслуг в Республике Беларусь участникам семинара рассказал заведующий сектором Государственного научного учреждения «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси» Георгий Науменко. Он отметил, что в стране разработана широкая нормативная база, определяющая не только направления и механизмы реализации соответствующих стратегических документов, но и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы. Эта программа предусматривает 9 подпрограмм и 133 мероприятия, из которых 16 уже завершены, а 10 намечены к завершению в этом году.

Для реализации программы в республике создан РУП «Национальный центр электронных услуг» отметил Георгий Науменко. Центр выполняет функции оператора общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). «Эта мера позволит активизировать интеграцию необходимых для осуществления административных процедур информационных ресурсов в ОАИС и на системном уровне обеспечить эксплуатацию важнейших государственных межведомственных информационных систем», уверен он.

Среди перспективных направлений в сфере предоставления госуслуг он отметил такие проекты, как развитие сети информационных посредников по предоставлению электронных услуг (call-центры, пункты коллективного пользования, пункты оказания услуг, в том числе обучающие пользованию электронными услугами и т.п.); формирование «электронной демократии» (для предоставления широким слоям населения возможности участвовать в интерактивном режиме в подготовке, анализе, рассмотрении проектов нормативных правовых актов, оказании помощи государственным органам и службам в опасных ситуациях, в социологических опросах и т.п.); развитие региональной информатизации с целью предоставления населению всего набора электронных услуг.

Одним из важнейших вопросов в сфере развития «электронного правительства», по мнению участников семинара, является использование единых технологических подходов и единых стандартов, как на национальном уровне, так и на уровне трансграничного взаимодействия.

Проблема единого стандарта, как считает заместитель генерального директора ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» Александр Сазонов, носит как общесистемный, так и технический характер. По его мнению, она объективно обусловлена самим фактом трансграничного взаимодействия и неизбежностью его информационного обеспечения. «Необходимость экономической и социальной интеграции приводят к потребности в обеспечении доверенного электронного взаимодействия. Самый наглядный пример – это взаимодействие в сфере бизнеса, от разработки продукта до его послепродажного обслуживания», сказал он.

В настоящее время в России разрабатывается методологии, которые по многим параметрам совпадают с нормами, принятыми, например, в Евросоюзе. Но для эффективного трансграничного электронного взаимодействия между Россией и Беларусью, по его мнению, еще предстоит пройти большое количество согласований с контролирующими органами в наших странах.

Участники семинара обратили внимание и на то, что отсутствие единых стандартов создает множество серьезных проблем для эффективного функционирования системы предоставления электронных услуг не только на межгосударственном, но и на национальном уровне.

Как сообщил руководитель коммерческого департамента компании «Ред Софт» Антон Никольский, не все субъекты федерации смогли развернуть единые типовые порталы предоставления электронных услуг. «Кто-то сам дорабатывает, кто-то вообще делает новую платформу. Нет единства и в понимании количества услуг – на каждый субъект приходится порядка 20-30 приоритетных услуг, в среднем их 100. А у кого-то - до 500. А для каждой услуги надо прописать свое техническое задание, сервисы обмена. Далеко не везде есть для этого нужный ресурс», сказал он.

Другая проблема – это обмен данными между федеральным и региональным уровнем. «Хотя у нас и был разработан необходимый протокол, не было сделано единого стандартизированного программного обеспечения. Многие субъекты создавали собственные, отличающиеся друг от друга программные продукты», говорит Антон Никольский.

Проблемы, связанный с отсутствием единых стандартов, действительно существуют и их необходимо решать, поддержала коллегу главный конструктор по программным комплексам ФГУП «Конструкторское бюро полупроводникового машиностроения» Елена Ясиновская. «В настоящее время существует около 800 сервисов. И главные проблемы – это разнобой в подходах: разные названия услуг, отсюда – разный результат; отсутствие семантического и терминологического единства, незнание на местах основ межведомственного взаимодействия в подготовке услуг, в том числе между разными ведомствами и департаментами, участвующими в работе одного сервиса», подчеркнула она.

«Необходимо организовать это пространство на основе единой модели данных, что обеспечит одинаковое понимание участниками всех этапов подготовки», уверена Елена Ясиновская. Эта модель выстраивается на основе анализа элементов межведомственного информационного обмена. И тогда не нужно будет каждый раз методом прямого программирования разрабатывать заново или кардинально модернизировать существующие системы. Необходимо перейти на новый этап, от выстраивания списка услуг к созданию возможности генерирования форм. И это избавит от необходимости постоянно пополнять списки услуг, которые просто нужно изначально сгруппировать по основным 10-15 тематическим направлениям.

Конечно, данный процесс обязательно потребует создания особой доверенной среды, которая сможет обеспечить защиту информации, отметил научный руководитель ВНИИПВТИ Валерий Конявский. «Необходимо исключить угрозу в виде вредоносного программного обеспечения, которое может исказить результаты взаимодействия и привести к совершенно противоположным результатам – либо на самом канале, либо на стороне структуры, которая услугу предоставляет, либо, как правило, на стороне клиента», подчеркнул он.

В завершение мероприятия его участники высоко оценили практическое значение семинара и, обобщив озвученные проблемы, приняли решение обратиться в Постоянный Комитет Союзного Государства с рядом практических предложений:

- придать семинару по использованию и развитию информационно-коммуникационных технологий в Союзном Государстве статус постоянно действующего, выбрав в качестве возможной базовой площадки ФГУП ВНИИПВТИ;

- рассмотреть возможность разработки и реализации в рамках Союзного Государства Программы создания межгосударственного сегмента системы предоставления государственных услуг в электронном виде, что позволит избежать дублирования разработок, пользоваться едиными методологиями, сократить временные и ресурсные затраты на научно-исследовательские работы;

- рекомендовать «Национальному удостоверяющему центру» с российской стороны и «Национальному центру электронных услуг» с белорусской стороны в рабочем порядке согласовать возможность использования протокола XKMS для организации трансграничного доверенного электронного взаимодействия.

Автор: Роман

Рубрики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: электронное правительство, электронная россия, электронные госуслуги

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга