rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

J’son & Partners Consulting: российский и мировой рынок IP-телефонии в корпоративном и частном сегментах

Компания J’son & Partners Consulting представляет основные результаты обновленного исследования российского и мирового рынка IP-телефонии, мониторинг которого проводится компанией с 2005 г. Маркетинговый отчет включает результаты уникальных опросов конечных пользователей как в корпоративном, так и в частом сегменте.

Мировой рынок VoIP: статистика, тенденции и прогнозы

По данным Point Topic, к концу 2011 г. в мире насчитывалось 135,4 млн абонентов VoIP операторского класса[1] – на 12,6% больше по сравнению с показателем 4 кв. 2010 г. и на 2,8% больше по сравнению с данными 3 кв. 2011 г. (Рис. 1).

Рис. 1. Количество абонентов IP-телефонии операторского класса в мире, 2010-2011

Количество абонентов IP-телефонии операторского класса в мире, 2010-2011 

Источник: Point Topic , 2012

Среди регионов мира по этому показателю лидировали Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка. Такое распределение во многом обусловлено сильными позициями отдельных стран в данных регионах – Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании в Западной Европе; Японии, Южной Кореи и Китая – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, США и Канады – в Северной Америке.

Число пользователей VoIP операторского класса в Западной Европе за 2011 г. увеличилось на 8,7% до 45,45 млн. Рост этого показателя за 4 квартал 2011 г. составил 2,3%. В Восточной Европе, которая, напротив, является аутсайдером среди других регионов мира по количеству абонентов VoIP операторского класса, к концу 2011 г. насчитывалось всего 1,75 млн абонентов IP-телефонии. Но и темпы роста здесь существенно выше, чем в Западной Европе: 7,4% за 4 квартал 2011 г. и 27,7% за весь 2011 г.

В условиях взрывного роста мобильных устройств, появления новых форматов (таких как планшетные ПК), массового развития сетей 3G и 4G, а также роста объемов передачи данных мобильное направление становится для многих провайдеров VoIP одним из приоритетных. Сторонние VoIP-приложения (прежде всего, Skype, Google Voice и др.) отнимают существенную долю доходов сотовых операторов: по итогам 2012 г. ожидается, что снижение доходов европейских сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов достигнет в зависимости от региона от 1,5% до 4%. Поэтому крупнейшие операторы принимают «ответные меры», например, вынашивая планы по запуску собственного IP-сервиса joyn на основе спецификаций Rich Communication Services (RCS) и архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem).

Существенным драйвером для развития мобильной IP-телефонии является активное развитие экосистемы LTE. Такие операторы, как Verizon Wireless, MetroPCS (США), SK Telecom и LG UPLUS (Южная Корея) уже запустили услугу «голос поверх LTE» (VoLTE). Американские операторы AT&T и Clearwire планируют сделать это не ранее 2013 г.

По данным Infonetics Research, рынок мобильной IP-телефонии[2] будет продолжать расти за счет роста продаж смартфонов и увеличения проникновения мобильного ШПД, а также благодаря благоприятному регулированию в некоторых странах, где мобильным операторам запретили блокировать приложения mVoIP сторонних провайдеров. Несмотря на высокие темпы роста этого сегмента рынка (двукратный рост абонентской базы в 2011 г.), количество активных абонентов mVoIP в мире и доходы в этом сегменте в абсолютных показателях пока не впечатляют. В 2011 г. в мире насчитывалось всего 91 млн активных пользователей mVoIP (в 2010 г. – 47 млн) по сравнению с 5,6 млрд мобильных абонентов по всему миру. Таким образом, проникновение мобильной IP-телефонии в мире по итогам 2011 г.  можно оценить на уровне 1,6% от количества пользователей мобильной связи. Однако благодаря высоким фактическим и ожидаемым темпам роста этот показатель должен существенно увеличиться. По прогнозам Infonetics Research, к 2015 г. количество пользователей mVoIP увеличится почти до 410 млн, т.е. вырастет по сравнению с 2011 г. в 4,5 раза (Рис. 2). 

Рис. 2. Количество абонентов мобильной IP-телефонии, 2010-2015

Количество абонентов мобильной IP-телефонии, 2010-2015 

Источник: Infonetics Research, 2012

Портрет российского пользователя VoIP

Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией SMARTEST[3] по заказу J’son & Partners Consulting в городах-миллионниках в августе 2012 г., две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии (Рис. 3). Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Основные причины, по которым опрошенные не используют IP-телефонию, связаны с отсутствием необходимости в данных сервисах и с непониманием того, как ими воспользоваться.

Рис 3. Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии?

Вы звонили когда-нибудь через Интернет или с использованием телефонной карточки IP-телефонии? 

Источники: J’son & Partners Consulting, SMARTEST, август 2012 г.

Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype, который лидирует с большим отрывом. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети («Одноклассники», «ВКонтакте»), QIP, «Мультифон», SIPNET, Google Talk, «Зебра Телеком» и Betamax.

Объем рынка в России и прогнозы

По оценке J’son & Partners Consulting, по итогам 2011 г. в России насчитывалось 22 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype, что соответствует проникновению более 14%. По прогнозам, в 2012 г. эти показатели вырастут до 27 млн и 17,3%, а к концу 2015 г. – до 37 млн и 23,5%, соответственно (Рис. 4). Основными драйверами роста рынка VoIP в России будут оставаться дальнейшее развитие рынка широкополосного доступа (включая мобильный широкополосный доступ, в том числе по технологии LTE), увеличение активности российских и международных провайдеров IP-телефонии при сохранении высоких тарифов на междугороднюю связь.

Рис. 4. Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015

Количество пользователей VoIP и уровень проникновения, 2006-2015 

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Трафик голосовой информации в сети передачи данных (IP-телефонии) в России в 1 кв. 2012 г. вырос на 28% по сравнению с 1 кварталом 2011 г., а в целом за 2011 г. этот показатель вырос в 4 раза и составил 3,7 млрд мин. В денежном выражении объем рынка операторских услуг IP-телефонии (без учета Skype и других подобных проектов) в России в 4 кв. 2011 г. превысил отметку 900 млн руб. (около $30 млн). Уровень развития операторских услуг IP-телефонии в России по сравнению со странами-лидерами можно охарактеризовать как низкий; в основном, в стране активно развиваются VoIP-проекты относительно небольших альтернативных операторов.

С другой стороны, достаточно быстро развиваются услуги корпоративной IP-телефонии, включая услуги виртуальных АТС (IP-Centrex), которые принесли провайдерам в 2011 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, 1,0-1,5 млрд руб. В целом, рынок операторской IP-телефонии в России по итогам 2011 г. составил 4-4,5 млрд руб., причем основная доля рынка пришлась именно на корпоративный сегмент (Рис. 5).

Рис. 5. Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011

Структура рынка операторской IP-телефонии в России, 2011 

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012 

Согласно базовому прогнозу J’son & Partners Consulting, к концу 2014 г. годовой объем российского рынка IP-телефонии в частном и корпоративном сегментах удвоится по сравнению с 2012 г. и достигнет в базовом сценарии 8,4-10 млрд руб.

Российский рынок корпоративной телефонии и услуги «Виртуальная АТС» (IP-Centrex)

В корпоративном сегменте основную долю по объему доходов (более половины) занимают услуги междугородней и международной связи в IP-сетях, на услуги виртуальных АТС (IP-Centrex) пришлось 45% рынка (Рис. 6).

На московском рынке услуг виртуальных АТС лидирует компания «Манго Телеком». Более 90% российского рынка виртуальных АТС в 2011 г. было сосредоточено в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Рис. 6. Структура рынка IP-телефонии в корпоративном сегменте России, 2011

 Структура рынка IP-телефонии в корпоративном сегменте России, 2011

Источник: J’son & Partners Consulting, 2012

Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, к концу 2016 года объем рынка IP-Centrex увеличится до 3,8 млрд руб., а среднегодовой темп роста рынка за период с 2010 по 2016 год составит 30%. Рост рынка виртуальных АТС будет происходить на фоне снижения рынка фиксированной телефонии в сегменте B2B. Снижение доходов в этом сегменте на протяжении рассматриваемого периода, согласно оценкам J’son & Partners Consulting, будет происходить со среднегодовым темпом около 2% (Рис. 7).

Рис. 7. Динамика рынка фиксированной телефонии и рынка услуги IP-Centrex, млрд рублей, 2010-2016 гг.

 Динамика рынка фиксированной телефонии и рынка услуги IP-Centrex, млрд рублей, 2010-2016 гг.

Источник: J’son & Partners Consulting

Среднегодовой показатель ARPU на компанию-потребителя услуги IP-Centrex за период с 2010 по 2012 год покажет значительный (более 50%) рост: с 19,4 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб. При этом аналогичный показатель услуг фиксированной телефонии за тот же период снизится на 24%: с 57,5 тыс. руб. до 43,8 тыс. руб. (Рис. 8).

Рис. 8. Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тыс. руб., 2010-2012

 

Источник: J’son & Partners Consulting

Согласно прогнозам J’son & Partners Consulting, указанные выше тенденции сохранятся и на период с 2012 по 2016 год. При этом снижение среднегодового показателя ARPU фиксированной телефонии будет происходить на указанном временном интервале со среднегодовым темпом порядка 8%, а ARPU услуги IP-Centrex в 2015 г. превысит аналогичный показатель в сегменте фиксированной телефонии (Рис. 9).

Рис. 9. Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тысяч рублей, 2012-2016

Динамика среднегодового ARPU на компанию для услуги фиксированной телефонии и IP-Centrex, тысяч рублей, 2012-2016

Источник: J’son & Partners Consulting

Компаниями-потребителями услуги IP-Centrex являются около 37 тысяч компаний среднего и малого бизнеса и около 10 тысяч компаний крупного бизнеса.

Согласно результатам исследования, проведенного J’son & Partners Consulting, среди компаний малого и среднего бизнеса на услуги IP-Centrex наибольший спрос зафиксирован у компаний, занимающихся ритейлом/продажами, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет 45% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса.

Среди компаний крупного бизнеса услуга IP-Centrex наиболее востребована среди компаний государственного сектора, компаний сектора телеком & IT и промышленных компаний. Суммарный объем рынка услуг для компаний данных секторов составляет порядка 50% от общего рынка услуг IP-Centrex для компаний малого и среднего бизнеса.

 


[1] IP-телефония операторского класса – это сервис IP-телефонии, который предоставляют операторы связи (как правило, в пакете с услугой широкополосного доступа, телевидением и пр.) в отличие от VoIP-сервисов сторонних компаний (OTT, Over-the-Top) типа Skype, Google и пр., которые используют инфраструктуру провайдеров мобильного и фиксированного ШПД. 

[2] Мобильная IP-телефония (mVoIP) – это VoIP-сервис, который предоставляется на мобильном устройстве (смартфон, планшетный ПК и пр.) с использованием беспроводных каналов связи – 3G, LTE, Wi-Fi и пр. 

[3] SMARTEST - оператор мобильных опросов и исследований в России и СНГ, оказывающий услуги по проведению мобильных и онлайн-опросов в 22 странах мира. Компания использует самую современную платформу проведения мобильных опросов OnDevice (UK), что позволяет предоставлять качественные данные в самые сжатые сроки.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: телефония, ip телевидение

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

10.07.2024 Версия СЭД «ДЕЛО» 24.2 получила новую технологическую платформу и повышенный комфорт работы

14.06.2024 Госдума обязала всех операторов поисковиков обеспечить «право на забвение» в сети

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга