Говоря об истоках появления такого направления деятельности как мобильная коммерция для компании «Билайн», директор по продуктам и развитию бизнеса ОАО «ВымпелКом» Виктор Маркелов отметил появление в 2003 году у оператора услуги SMS-информирования. Запуск этого сервиса стал первым шагом, способствовавшим превращению мобильного телефона не только в средство связи, но и в инструмент контроля за расходами и оплаты услуг третьих сторон.
Далее сегмент мобильной коммерции в целом развивался, проходя определенные вехи, среди наиболее значимых были названы появление в 2005 году возможности пополнения счета мобильного телефона со счета мобильного телефона другого абонента. Далее, в 2007 году появилась возможность оплаты со счета мобильного телефона услуг и товаров третьих сторон. В 2010 году важным нововведением стала реализация возможности выводить деньги со счета мобильного телефона, что, по словам представителей «Билайн» важно для реализации концепции «мобильный телефон – это кошелек». В итоге концептуальное формирование такого продукта как мобильная коммерция было завершено.
Отмечая тенденции рынка электронных платежей в целом, представители «Билайн» говорят о том, что сейчас рынок состоит из трех основных сегментов - дистанционного банковского обслуживания, электронных кошельков и мобильных кошельков. При этом, сегмент мобильных кошельков пока уступает другим сегментам, но является самым быстрорастущим и в будущем займет как минимум равную долю наряду с другими направлениями. Иными словами, операторы мобильной связи и их электронные кошельки будут в обозримом будущем занимать как минимум треть рынка электронных платежей.
Отмечая некоторые аспекты в рамках концепции «мобильный телефон – это кошелек» с точки зрения пополнения счета мобильного телефона через онлайн-канал, представители «Билайн» говорили также о известной российской особенности. При наличии большого количества банковских карт у населения, объемы безналичных платежей с их помощью все еще невелики. Пользователи предпочитают получать наличные в банкомате, а затем вносить их на счет мобильного телефона при помощи терминалов оплаты услуг связи, теряя при этом часть суммы за счет комиссии. «Билайн» сейчас активно ведет работу как с банкам, так и с пользователями, продвигая иную концепцию в рамках которой счет банковской карты может быть соединен со счетом мобильного телефона и пополнение счета мобильного телефона при помощи специальной команды с телефона совершается напрямую с банковской карты.
Касаясь перспектив развития мобильных финансовых сервисов в целом, Виктор Маркелов отметил в числе прочего такое направление, как микрокредитование, то есть возможность использования счета мобильного телефона как для предоставления так и для погашения микрокредитов. Также интересным направлением развития сферы мобильной коммерции, по словам представителей «Билайн» являются сервисы, связанные с применением технологии NFC. Сейчас, по словам Виктора Маркелова, наблюдается «переходный период к этому счастливому будущему, когда на рынке будет достаточное количество мобильных устройств, поддерживающих NFC». Относительно планов по применению этой технологии в реализации сервисов, представители «Билайн» говорят о том, что компания на нынешнем этапе стремится реализовать пилотные проекты для того, чтобы протестировать востребованность услуг, делая при этом акцент на использование «внешних» NFC-чипов в силу отсутствия достаточного количества телефонов с интегрированным NFC-чипом. Основное направление развития самих сервисов на базе NFC, «Билайн» на данном этапе видит в реализации транспортных приложений (например, оплата проезда в городском наземном и подземном транспорте).
Исполнительный директор платежной системы RURU (является дочерней структурой компании «ВымпелКом») Вадим Румянцев в свою очередь отметил некоторые аспекты деятельности сервиса RURU. На сегодняшний день доступ к сервису реализован как через web-сайт и SMS-интерфейс на едином для всех абонентов операторов «большой тройки» коротком номере, так и при помощи приложений для iOS и Android. Относительно приложений для мобильных ОС, кстати, планируется выпуск соответствующих приложений под ОС Bada и Windows Phone.
Говоря о некоторых показателях платежной системы RURU, Вадим Румянцев отметил, что среднемесячный прирост уникальных пользователей услуг мобильной коммерции в рамках сервиса RURU составляет более 10%. Самой востребованной услугой в рамках системы является оплата услуг мобильной связи (порядка 5 млн платежей было совершено через систему RURU с момента ее запуска). Среднее количество транзакций на одного пользователя системы составляет более трех в месяц. При помощи системы RURU на сегодняшний день можно оплатить более 1 тысячи услуг. Относительно планов по развитию сервиса RURU было в числе прочего отмечено такое направление как стремление создать клиентский планировщик платежей, который призван стать своего рода персональным электронным финансовым помощником, и будет в числе прочего позволять совершать платежи как в соответствии с заданным алгоритмом, так и реагировать на внешние факторы и напоминать о необходимых платежах.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Финансы, Web