rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Рунет переходит на стабилизационный сценарий

29 октября 2014 года Ассоциация электронных коммуникаций (НП «РАЭК) и Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) представили результаты исследования «Экономика Рунета 2013-2014». Рунет развивался в 2013 году по одному из самых мощных сценариев — инновационному. В 2014–2015 годах будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий, что в принципе тоже не плохо. Рунет демонстрирует более-менее стабильный рост во всех сегментах, однако оптимистичные прогнозы по оборотам, которые дали эксперты, в 2014 году во многом связаны с понижением курса рубля, а не с рыночными показателями.

Летом 2014 года проникновение Интернета в России, по данным ФОМ, составило 62%. Согласно консервативному прогнозу, который исследователи считают более вероятным, к 2020 году этот показатель достигнет 76%. Согласно оптимистичному прогнозу, проникновение будет на уровне 82%.

Аудитория Рунета без Крыма в 2013 году приросла на 2 млн. 300 тыс., с Крымом — на 3 млн. чел. При этом в будущем Крым должен стать одной из наиболее серьезных задач для индустрии. Уровень развития Интернета в Крыму ниже чем, в среднем по Российской Федерации. Минкомсвязи не согласно с оценкой ФОМ, объясняя это тем, что исследование ФОМа не принимает во внимание инфраструктурные изменения, которые происходят в стране. К 2018 году должно быть закончено подключение большого количества населенных пунктов с населением свыше 250 человек к ШПД, что создает большую технологическую базу.

Годом ранее исследователями были спрогнозированы четыре сценария развития Рунета. В 2013 году развивался по одному из самых мощных — инновационному. В следующем году рынок зафиксируется на стабилизационном сценарии. Эксперты ожидают серьезного замедления нескольких рынков, в первую очередь, рекламного, а так же снижения покупательской активности пользователей. В связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация.

«На сегодняшний день мы балансируем между двумя сценариями. Мы еще не упали в стабилизационный сценарий, но уже точно выпали из инновационного. Мы находимся где-то посередине и всевозможные усилия со стороны бизнеса, так и со стороны государства могут привести к тому, что мы либо поднимемся, либо опустимся в стабилизационный сценарий. К сожалению, на сегодняшний день многие эксперты говорят, что мы опустимся, я и мы на нем зафиксируемся», — прокомментировал Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

«Все что показано в исследовании соотносится с нашими ожиданиями. Тенденция последнего года — переход с экстенсивного на интенсивный путь развития. Экономика растет за счет производительности труда.  Мы видим это как на традиционных интернет-рынках, так и на интернет-зависимых рынках», — отметил Алексей Волин, заместитель министра Минкомсвязи России.

Объем интернет-рынка оказался эквивалентным 1,6% ВВП России за 2013 год. 750 млрд. руб. составили рынки контента и сервисов, и 350 млрд. руб. — рынок электронных платежей. Темпы роста сохранились на уровне 2012 года, и в 2014 году прогнозируются на уровне 30%. Объем интернет-зависимых рынков составил 6 700 млрд. руб., что эквивалентно 10% ВВП России за 2013 год.

В этом году в исследовании была представлена новая кластеризация блоков рынков: реклама и маркетинг, инфраструктура, электронная коммерция и платежи, инвестиции, онлайн-игры и цифровые товары.

В блоке «Реклама и маркетинг» наиболее крупными традиционно являются контекстная реклама (57 млрд. руб.) и «Медийная реклама» (23 млрд. руб.). Однако темпы роста в этих сегментах по итогам 2014 года сократятся вдвое по сравнению с предыдущим годом. В принципе, сокращение ожидается и по другим сегментам.

Что касается инфраструктуры Рунета, то объем доменного рынка составил в 2013 году 2,5 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла до 4,9 млрд руб.; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 4,3 млрд рублей в 2013 году с ожидаемым ростом в 11% в 2014 году.

Электронная коммерция — единственный блок, в котором прогнозируется высокий рост или сохранение роста на уровне 2013 года. Сфера электронной коммерции в России исследована в четырех сегментах: онлайн-ритейл в объеме 368 млрд рублей; электронные платежи в объеме 350 млрд рублей; рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,8 млрд. руб.; сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 195 млрд руб., что составляет прирост 27% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 45% в 2014 году.

Объем рынка цифрового контента составил 5,8 млрд. руб. Из них 35 млрд. руб. пришлось на игры, 2 млрд. руб. — на музыку, 3,2 млрд. руб. на видео и 0,6 млрд. руб. на книги и СМИ. По словам Сергея Плуготаренко, главным драйвером роста будет повышение доступности контента, то есть его цены, качества и «находибельности».

Интересные результаты показало дополнительное исследование – «Динамика изменения отношения российских интернет-пользователей к покупке легального цифрового контента».

Более 50% пользователей интернета активно потребляет контент в Сети (аудио, видео, книги, игры) в Сети. При этом доля активных пользователе выше чем год назад — более 75%. Прошлогоднее исследование показало переход со скачивания видео на его просмотр в онлайне. В этом году особенно заметен рост популярности потокового аудио. 48% пользователей предпочитают слушать музыку в онлайне, тогда как скачивают только 22%, предпочитая стимить, а не скачивать.

Пользователь не хочет платить за контент, однако платит. Готовность пользователей платить резко снизилась при росте платежей.  Год назад 40% были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, в 2014 таких пользователей — половина. Эксперты отмечают сильный психологический сдвиг, позитивный в целом для индустрии. По мнению Алексея Волина, существенное влияние на это оказало принятие антипиратского закона. 12% россиян (21% пользователей) готовы платить за легальный контент в Интернете. При этом у 13% россиян (22% пользователей) есть опыт покупки контента через Интернет.

Самой популярной формой платного контента является видео (73% от плативших), и игры (41% от плативших, наименее популярной — электронные книги (30% от плативших).

Наиболее популярной платформой для покупки (57% покупателей) контента остается персональный компьютер (или ноутбук), на втором месте мобильные устройства (34%). Со Smart-TV совершали покупки менее 5% пользователей. Таким образом покупательская активность мобильных пользователей в сегменте digital goods заметно выше, чем в сегменте физических товаров.

41% пользователей считает, что наиболее эффективная мера по борьбе с пиратством — это обеспечить доступность бесплатного или дешевого легального контента в сети, при этом популярность этой меры заметно выросла (35% год назад).

Можно сделать вывод, что в случае экономического спада, значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений и не умея их различать.

Также была представлена оценка рынка инвестиций и стартапов в Рунете. По данным Дмитрия Павлюченкова, заместителя директора по маркетингу и рекламе ФРИИ, средний размер сделки вырос почти вдвое. Число сделок на ранних этапах значительно сократилось. Так, в первые девять месяцев 2013 года средний размер сделки составлял $3,6 млн., а в первые девять месяцев 2014 года — $7,1 млн. 

Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: через интернет, интернет сайт, интернет сеть, беспроводной интернет, домашний интернет, ШПД

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга