Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://www.mskit.ru/news/n47846/


     
 

Право на Brew. Qualcomm и «Скай Линк» расширили сотрудничество

15.04.2008 09:00
Сотовый оператор «Скай Линк», работающий в стандарте CDMA-450, и основной мировой разработчик и производитель продуктов для CDMA Qualcomm Incorporated договорились о том, что российская компания сможет предоставлять дополнительные услуги на базе платформы Brew всем своим абонентам и, кроме того, выступать сервис-провайдером для других мобильных игроков на территории России, СНГ и Восточной Европы. Что касается второго пункта, то «Скай Линк» стал второй компанией в мире, которая получила такое право, и первой - начавшей работать по такой модели на территории Европы.

Напомним, что технология Brew (Binary Runtime Environment for Wireless) – это интеллектуальная платформа, разработанная для предоставления абонентам мобильной связи во всем мире широкого спектра контент-услуг различных разработчиков. Она была специально разработана для сетей CDMA2000 компанией Qualcomm, которая является основным патентодержателем и разработчиком технологий для CDMA-мира. В GSM-сетях дополнительные услуги в основном реализованы на платформе Java (правда, Brew может поддерживать исполнение таких программ). При этом, как отмечают эксперты, если использование последней фактически децентрализовано и практически никак не контролируется, то Qualcomm с самого начала пошел по пути централизованной модели. Ее отличием является то, что использование Brew жестко привязано к чипсету в телефоне. Это позволяет значительно повысить уровень безопасности для контента: реализованные в Brew возможности цифровой подписи и привязки к мобильному терминалу не позволяют нелегально распространять разработанное ПО. Это означает также возможность контроля над использованием платформы как со стороны сотовых операторов, так и контент-провайдеров. Еще одно отличие – приложения Brew автоматически встраиваются в меню телефона, дополняя стандартный набор функций, предусмотренный изготовителем. Приложения могут работать в телефоне как автономно (например, игры), так и предоставлять доступ к различным сервисным платформам оператора и контент-провайдеров, в том числе к системам управления контентом.

Для того чтобы получить возможность продвижения  приложений на Brew, должен быть заключен трехсторонний договор между контент-провайдером, оператором и Qualcomm (последний требует также определенных отчислений с каждой продажи). В свое время петербургский актив «Скай Линка» - оператора «Дельта Телеком» - стал не только первой компанией, запустившей CDMA-450, но именно она начала вести переговоры о внедрении Brew – они начались еще в 2003 году, практически сразу же после старта сети CDMA-450 в Петербурге, которая произошла, напомним, в декабре 2002 года. Предварительное соглашение «Дельта Телеком» заключила еще в конце 2003 года (см., например, интервью с нынешним техническим директором ЗАО «Скай Линк», а тогда техническим директором «Дельты Телеком» Геннадием Голантом). В дальнейшем анонс этих услуг состоялся на выставке «Связь-экспокомм’2005» (см. новость spbIT.su от 11 мая 2005 г.). Кроме того, в 2004 году в Петербурге была организована временная тестовая зона Brew, в тестировании которой приняло участие несколько десятков человек. В дальнейшем этот вопрос был перенесен в область компетенции федерального ЗАО «Скай Линк». Именно с ним и было подписано в сентябре 2005 года соглашение о коммерческом использовании приложений и сервисов на базе сервисной платформы. В соответствии с ним была произведена установка программно-аппаратных комплексов Brew в Москве (на базе «Московской сотовой связи») и Петербурге. С ноября 2006 года Brew-сервисы стали доступны абонентам «Скай Линк» в этих двух городах.

По условиям нового соглашения ЗАО «Скай Линк» получило право предоставлять сервисы, разработанные на базе платформы Brew, всем своим конечным пользователям в Российской Федерации. Как отмечают эксперты, этот пункт имеет скорее юридический аспект – дело в том, что у ЗАО «Скай Линк» действует достаточно большое количество «дочек», и поэтому с Qualcomm, который привык работать по принципу «один оператор – одна платформа» пришлось дополнительно договариваться, чтобы обеспечить Brew-сервисами региональных абонентов. Напомним, что по данным на декабрь 2007 года на территории присутствия своих сетей «Скай Линк» обслуживал 578 тыс. абонентов в 31 субъекте РФ (из них 301 тыс. - в Москве, 195 тыс. - в Петербурге и 82 тыс. - в других регионах присутствия).

В связи с подписанием соглашения генеральный директор ЗАО «Скай Линк» Гульнара Хасьянова сообщила: «Мы имеем успешный опыт предоставления Brew-сервисов в Москве и Санкт-Петербурге и видим рост популярности неголосовых услуг во всех регионах. Теперь мы можем предоставлять контент-сервисы нашим конечным пользователям в регионах РФ. В 2007 году доходы «Скай Линк» от передачи данных составили 35 % от общего объема выручки. В Москве и Санкт-Петербурге, по мере ввода в эксплуатацию протокола EV-DO Rev.А, мы сможем внедрять видеоуслуги, требующие быстрого двустороннего обмена данными. В регионах запуск мобильных сервисов Brew планируется осуществлять поэтапно».

На данный момент абонентам обеих столиц доступно несколько Brew-приложений – это видеосервисы («Мобильное ТВ», «Видеотека», «Видеонаблюдение»), так называемый SkyShop, где можно приобрести рингтоны, заставки, логотипы и т.д., кроме того, с использованием Brew организован доступ к мобильной версии портала SkyPoint. В меню «Каталога приложений» абонентам «Скай Линк» в Москве и Петербурге доступно более 50 развлекательных и игровых Brew-приложений. Как отметил заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ЗАО «Скай Линк» Альберт Сафиуллин, контентно-ориентированными сервисами сейчас пользуется около 11-12 % от общей абонбазы оператора и, по прогнозам, в 2008 году доля выручки от них составит в районе 2 %. При этом Brew-сервисами воспользовались около 20 тыс. абонентов. «Сейчас такие допуслуги носят скорее имиджевый характер, и они позволяют нашим абонентам оценить преимущества мобильного широкополосного доступа. Тем не менее мультимедийный контент у нас будет развиваться, и доля таких пользователей может дорасти в обозримом будущем до показателя в 20 %», - отметил г-н Сафиуллин. Это достаточно хорошие показатели, т.к. сервисы Brew доступны пользователям всего двух моделей телефонов – это Ubiquam U-300 и двухмодовый U-520 (при этом владельцам ранних версий телефонов U-300 надо сделать «перепрошивку» ПО своих терминалов, чтобы получить поддержку Brew). Напомним, что эти модели работают с EV-DO, технологией, которая обеспечивает скорость до 2,4 Мбит/с по сравнению со стандартной для CDMA-450 в 153 кбит/с. Поэтому одной из составляющих программы продвижения Brew, в том числе и в регионах, у «Скай Линк» станет запуск новых моделей с поддержкой этой платформы – таковых ожидается примерно 3-4 в течение этого года, при этом обещается, что они будут более доступны по цене, чем U-300 и U-520, что особенно актуально для региональных пользователей.

Еще один аспект соглашения более глобален – «Скай Линк» получил право оказывать Brew-услуги «абонентам - конечным пользователям операторов связи, предоставляющих услуги в стандарте CDMA-450, на территории СНГ и в ряде стран Восточной Европы: Латвии, Эстонии, Литве, Болгарии, Чешской Республике, Венгрии, Польше, Румынии и Словакии». Говоря другими словами, «Скай Линк» может выступать в качестве хостинг-провайдера Brew-сервисов для сторонних операторов (для этого будут использоваться уже работающие технические платформы в Москве и Петербурге). Для Qualcomm этот шаг позволит более оперативно доносить технологии Brew до других операторов (здесь можно вспомнить длительную историю переговоров со «Скай Линк»), в том числе и небольших, которые не могут себе позволить приобрести дорогостоящие платформы Brew. Напомним, что на территории России работает ряд операторов CDMA-450, не входящих в «Скай Линк». В частности, можно предположить, что первым таким внешним пользователем Brew может стать «ЦентрТелеком», с которым у «Скай Линк» заключено партнерское соглашение по развитию CDMA-услуг (см. новость от 25 марта 2008 г.). Кроме того, уже сейчас в «Скай Линк» поступают запросы от операторов Восточной Европы, в частности из Чехии.

По данным mskIT.ru, «Скай Линк» стал второй компанией на мировом рынке, с которым Qualcomm заключил такое соглашение. Первой является американская MidWest Wireless, сейчас входящая в группу Alltel, которая работает по этой схеме на территории США уже несколько лет (хотя ее основные территории действия – три штата: Айова, Висконсин и Миннесота) и смогла подключить около двух десятков операторов, причем не только из сектора CDMA. Кроме того, сама Qualcomm предоставляет аналогичные хостинг-услуги – из 60 сотовых компаний, которые сейчас работают в мире с Brew, около 40 % пользуются как раз аутсорсинговой схемой от этого партнера. Изначально Qualcomm предоставляла эти сервисы на базе своего американского дата-центра, расположенного в штаб-квартире в Сан-Диего, и буквально недавно был открыт новый центр, расположенный в Западной Европе. «Начиная с 2005 года мы накопили хороший опыт по работы с Brew-платформой, и у нас создана команда профессиональных специалистов по ее сопровождению. Кроме того, мы достаточно хорошо знаем специфику не только отечественного рынка, но и рынков близлежащих стран», - прокомментировал этот пункт соглашения с Qualcomm Геннадий Голант.

Интересно, что активизация в сфере Brew повлияет и на развитие российского офиса Qualcomm. Сейчас он состоит фактически из одного человека – регионального менеджера Михаила Крылова. Однако в связи с развитием в России тематики сетей связи третьего поколения Qualcomm намерена активизироваться на местном рынке и готовится к расширению своего представительства. Напомним, что офис этой компании был открыт в России в 1997 году. На первом этапе Qualcomm занимался продвижением продуктов для сетей связи на базе CDMA-800 (в свое время это был мобильный стандарт. Однако потом в административном порядке он был переведен в разряд фиксированных) и за это время смог получить около 6 контрактов, это, например, «Саратовский народный телефон». В Москве тогда фактически работало два офиса – один входил в Qualcomm International и занимался маркетингом, второй – Qualcomm СНГ – отвечал за продажи. Однако в конце 90-х американский вендор, решив сфокусироваться в области технологических разработок для CDMA, отказался от производства инфраструктуры для сетей, передав ее Ericsson, и от терминалов, которые отошли Kyocera. Тогда же были сокращены и подразделения Qualcomm в России.

Автор: Александр Янкевич (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web