rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

«Комстар» нашел свой путь. К «большому» Wi-Fi

Один из крупнейших альтернативных операторов связи «Комстар-ОТС» приступает к развитию масштабного проекта по созданию публичной Wi-Fi-сети. В его рамках компания стала партнером глобальной сети FON, которая насчитывает около 230 тыс. хот-спотов по всему миру. Ее особенностью стало то, что публичные точки доступа создают фактически сами пользователи, и, по расчетам «Комстар», до конца 2009 года такой подход позволит ему фактически без капитальных затрат получить около 30 тыс. хот-спотов. Этот путь топ-менеджмент компании считает более оптимальным, нежели прямое инвестирование – здесь имеется в виду в первую очередь нашумевший проект «Голден Wi-Fi», на развитие которого только на первом этапе «Голден Телеком» потратил более $10 млн.

Глобальная сеть FON развивается оператором FON Wireless со штаб-квартирой в Мадриде (Испания). Этот проект стартовал в феврале 2006 года, и сейчас его пользователями являются около 800 тыс. человек: сеть работает в 140 странах мира, включая Европу, Азию и Америку. Сейчас основными инвесторами FON являются венчурные фонды Google, Skype, Index Ventures, Sequoia Capital, Excite, Digital Garage, Sequoia Capital и крупные операторы – Neuf Cegetel и British Telecom. Основная концепция построения сети FON заключается в том, что любой пользователь, имеющий широкополосный доступ в Интернет, может установить у себя дома или в офисе Wi-Fi-роутер La Fonera (поддерживает протоколы 802.11 b/g и скорость внутри сети до 54 Мбит/с). Особенностью этого специально разработанного для FON оборудования является то, что оно позволяет пользователю делить свой домашний интернет-канал с другими пользователями, используя при этом меры защиты информации, то есть фактически создается две зоны доступа – одна приватная, для владельца хот-спота, и вторая – публичная – для сторонних пользователей. Основным преимуществом FON, которое стимулирует абонентов «делиться» беспроводным каналом, стало то, что, зарегистрировавшись, они получают возможность бесплатно пользоваться Wi-Fi-доступом от любого другого участника Foneros (такое название носит сообщество пользователей FON, предоставляющих публичный доступ) в любой стране мира. При этом независимые пользователи также могут получить доступ в таких точках, но уже на платной основе, оплатив услугу через местного оператора - партнера FON (по карточкам или с помощью других способов оплаты). Данные о таких точках отображаются на интерактивной карте FON, которая обновляется в режиме онлайн.

В России эксклюзивным партнером FON стал «Комстар-ОТС», который будет продвигать этот проект под брендом «Комстар FON», первая его точка заработала вчера, 28 мая, в Москве на Моховой улице, в штаб-квартире АФК «Система». Последняя является соинвестором FON Wireless – через контролируемый «Системой» венчурный фонд Coral/Sistema Strategic Fund (американская Coral, реализовавшая более 60 инвестиционных проектов, включая около десятка выходов на IPO, является управляющей компанией по отношению к «системовскому» SSF). При этом ни доля в FON Wireless, ни другие детали инвестирования со стороны SSF не раскрываются. Однако, как отметил вице-президент, руководитель комплекса развития инноваций и венчурных проектов АФК «Система» Денис Муратов, при выборе проектов для фонда компания в первую очередь ориентируется на то, как они совпадают со стратегическими направлениями развития холдинга. В случае с FON имеется в виду широкополосный («Стрим») и WiMAX-проекты «Комстар-ОТС», с которыми будет тесно увязан «Комстар FON». Последний на первом этапе будет ориентирован исключительно на абонентов «Стрима», которым будут предлагаться роутеры La Fonera и возможность присоединиться к FON.

Как рассказал вице-президент по стратегии и развитию «Комстар-ОТС» Александр Горбунов, развитие «Комстар FON» произойдет в несколько основных этапов, при этом ближайшее активное развитие проект получит осенью, когда будут озвучены тарифы оператора на подключение – пока они не раскрываются. Предполагается, что это будут как пакетированные предложения при подключению к «Стриму», так и отдельно стоящие строки в прайсе. Оборудование La Fonera будет предоставляться абоненту на основе аренды, которая обойдется примерно в 30 рублей за месяц.

Доступ «внешних» клиентов к сети «Комстар FON» будет осуществляться с помощью карт предварительной оплаты, SMS-авторизации и прочих способов приобретения логина и пароля. Планируется, что в России продажу предоплаченных карт будет осуществлять не только «Комстар», но и FON – через свои каналы продаж (имеются в виду в первую очередь онлайновые продажи для зарубежных пользователей).

Первая партия La Fonera будет поставлена в Россию уже в июле этого года. Ее объем составит 15 тыс. штук роутеров – именно такое количество абонентов «Комстар FON» намеревается получить в этом году, - а удвоить этот показатель оператор рассчитывает в течение 2009 года. Напомним, что сейчас совокупная абонентская база ADSL-абонентов оператора в Москве (их обслуживают две «дочки» - МГТС, которая присоединилась к широкополосному проекту «Комстар» в прошлом году, и «Комстар-Директ», который вскоре должен стать частью «Комстар-ОТС», исторически продвигавший услугу под брендом «Стрим») составляет около 800 тыс. - это около 35 % от столичного рынка ШПД. Как отметил Александр Горбунов, «Комстар FON» будет выполнять сразу несколько «полезных» функций для «Комстара» как широкополосного оператора – это стимулирование новых подключений, опция в рамках программы лояльности (рассматривается вариант, что наиболее активные пользователи «Стрима» смогут получть La Fonera на льготных условиях) и, кроме того, это еще один из способов увеличения среднего дохода с одного абонента (ARPU). «Конкурентная среда на московском рынке ШПД такова, что практически у всех крупных операторов сравнялись скорости, цены и сервисное обслуживание. Поэтому на первый план выходят уникальные предложения. Мы считаем, что «Комстар FON» относится к этой категории», - добавил Денис Муратов.

В следующем году «Комстар FON» будет увязан с WiMAX-проектом «Комстар», который должен заработать к концу этого года. Напомним, что в конце прошлого года «Комстар-ОТС» и корпорация Intel запустили совместный проект по строительству сети «мобильного» WiMAX, которая в Москве должна зработать к концу этого года (см. новость от12 декабря 2007 г.). Кроме того, планируется, что в следующем году роутеры La Fonera станут доступными и для абонентов других широкополосных операторов Москвы. «Данный проект очень хорошо дополняет нашу программу развития широкополосного доступа, включая беспроводной сегмент, основная идея которой – дать возможность абоненту «Комстар» быть всегда на связи. Соглашение с FON позволит пользователям «включаться» в глобальную сеть во многих точках мира. Мы планируем распространять опыт работы с FON в Москве на региональный рынок России», - прокомментировал президент ОАО «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев. Планируется, что «Комстар FON» двинется в сторону регионов после 2010 года.

Примечательно, что топ-менеджеры «Комстар» и АФК «Система» одним из основных преимуществ нового проекта в один голос называют практические полное отсутствие капитальных затрат со стороны компании – фактически сеть FON создается за счет самих пользователей. «Я всегда отмечал, что путь прямых больших и, самое главное, громких инвестиций в развитие таких проектов – неэффективный путь», - отметил Сергей Приданцев. Что здесь имеется в виду, догадаться несложно - это проект «Голден Wi-Fi» от основного конкурента «Комстар» компании «Голден Телеком» (сейчас контролируется «ВымпелКомом»). К его проработке оператор приступил еще в 2006 году, и сеть стартовала с 6 тыс. точек публичного доступа по Москве в январе прошлого года. При этом каждая из них обошлась «Голден Телекому» в $1,5 – 2 тыс., что позволяет оценить инвестиции только на первом этапе в сумму более $10 млн. Сейчас «Голден Wi-Fi» насчитывает около 14 тыс. хот-спотов в столице и около сотни – по нескольким региональным городам. Данные о количестве пользователей и показателях рентабельности не раскрываются, но многие аналитики склонны считать, что это был «громкий проект» оператора, направленный в первую очередь на повышение его биржевой стоимости. К разряду таких же шагов можно отнести и покупку «Голден Телекомом» оператора ШПД «Корбина Телеком», который после этого стал активно строиться не только в Москве, но и в регионах. Правда, темпы подключения абонентов до сих пор сильно отстают от темпов подключения домов, тем не менее это позволяет «Голден Телекому» заявлять о миллионах домохозяйств, входящих в его зону действия (см., например, новость от 15 октября 2007 г.).

Напомним, что «Комстар FON» - не первая инициатива «Комстар», связанная с развитием публичной Wi-Fi-сети. Так, несколько лет назад стартовал проект «Комстар Wi-Fi», который развивается вместе с другим оператором «Таском». Кроме того, к нему присоединились МТС (доступ можно оплатить с помощью SMS). Сейчас у «Комстар Wi-Fi» насчитывается около 150 хот-спотов, и сложившаяся бизнес-модель подразумевает установку точек доступа либо в заведениях HoReCa (отели, рестораны, кафе), либо в местах массового скопления людей (аэропорты, вокзалы). Как показывает статистика, наибольшая популярность у этой услуги – как раз в аэропортах, где в день регистрируется более 200 пользователей. Напомним, что в Москве программы по развитию публичных сетей Wi-Fi имеет также «Яндекс», и сейчас в Москве в «Яндекс Wi-Fi» входит более 170 хот-спотов. Кроме того, из крупных операторов хот-споты есть у «МегаФон-Москва», который развивает их вместе с оператором ArtCommunications (см. новость от 11 октября 2007 г.), – их сейчас около 10. Кроме того, по несколько хот-спотов имеют еще несколько десятков операторов средней руки.

Автор: Александр Янкевич (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга